Президент подписал закон, вводящий поправки
в законы "Об информации" и "О СМИ".
25 ноября 2017 года президент Путин подписал закон, вводящий поправки в законы "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и "О средствах массовой информации". В тот же день закон был опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации и тем самым вступил в силу.
Напомним, соответствующий законопроект был внесен 29 сентября 2017 года депутатами Юрием Швыткиным ("Единая Россия"), Олегом Николаевым ("Справедливая Россия") и Александром Ющенко (КПРФ) и первоначально касался только распространения механизма внесудебных блокировок, введенного в свое время по закону Лугового, на сайты, содержащие "материалы, изданные и (или) распространяемые иностранной или международной неправительственной организацией, деятельность которой признана нежелательной на территории Российской Федерации", а также "сведения, позволяющие получить доступ" к таким материалам. 25 октября комитет Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи рекомендовал принять законопроект в первом чтении, что Дума и сделала на следующий день.
Ко второму чтению в законопроект были внесены изменения. В частности, депутаты решили блокировать сайты без суда за "сведения, позволяющие получить доступ к информации или материалам" не только если речь идет о материалах нежелательных организаций, но и о материалах с призывами к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, т.е. материалах, изначально подпадавших под действие закона Лугового. Что означает формулировка "сведения, позволяющие получить доступ к информации и материалам", не вполне ясно. Безусловно, речь идет о линках на сайты нежелательных организаций или сайты с призывами к массовым беспорядкам, экстремистской деятельности, участию в несогласованных акциях. Вероятно, к блокировке сайта может привести и размещение на нем инструкций по получению анонимного доступа к этим сайтам через VPN или анонимайзеры. Нельзя исключить и возможность еще более широкого толкования – возможно, под запрет подпадает и любое описание того, как найти подобные материалы.
Кроме того, законопроект дополнили частью о деятельности СМИ-"иностранных агентов". Таким статусом будут наделять любые зарубежные юридические лица и иные иностранные структуры, распространяющие разнообразные информационные сообщения и материалы, если они получают средства или иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц или от российских юридических лиц, получающих такое зарубежное финансирование. Таким образом, потенциально речь идет вообще о любых базирующихся за рубежом печатных и электронных изданиях и сайтах, независимо от того, ориентируются ли они на российскую аудиторию и на каком языке пишут. СМИ-"иностранные агенты" будут наделены такими же обязанностями, как и НКО-"иностранные агенты".
Помимо этого, в законопроект была включена поправка, снимающая с новостных агрегаторов ответственность за распространение информации, размещенной на сайтах государственных органов.
15 ноября 2017 года Госдума приняла законопроект сразу во втором и третьем чтениях, не вернув его на новое рассмотрение в первом чтении, несмотря на то, что он претерпел радикальные изменения.
22 ноября на "правительственном часе" в Госдуме глава Минюста Александр Коновалов заявил, что его ведомство в ближайшее время разработает порядок признания СМИ иностранными агентами. По словам Коновалова, возможно, в процедуре признания СМИ иноагентами будут участвовать и другие ведомства, как это происходит в случае признания организаций нежелательными.
В тот же день, 22 ноября законопроект был утвержден Советом Федерации.
Мы считаем недопустимой внесудебную блокировку сетевых материалов, поскольку она приводит к произволу и злоупотреблениям со стороны правоохранительных органов и наступлению на свободу слова. Вероятность злоупотреблений тем выше, чем более размыто описание информации, размещение которой влечет за собой санкции. Следует также иметь в виду, что если информация, нарушающая тот или иной закон, была размещена в сети еще до принятия этого закона, но продолжает находиться в общем доступе после его вступления в силу, российские правоохранительные органы и суды трактуют такую ситуацию как "длящееся правонарушение". Вычистить все старые гиперссылки и другие "сведения, позволяющие получить доступ" к информации о материалах нежелательных организаций или несогласованных акциях для многих сайтов может оказаться неподъемной задачей.
Введение в законодательство статуса СМИ-"иностранного агента", с нашей точки зрения, также является ярким проявлением ограничения свободы слова в России.