Новости по теме

ФСБ опубликовала перечень видов информации, за сбор которой физическое лицо может быть признано "иностранным агентом"

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом РОО Центр «Сова» либо касается деятельности иностранного агента РОО Центр «Сова».
Среди прочего, в перечень входят сведения об участии России в международных договорах и информация о расследовании уголовных дел, подведомственных ФСБ. 

20 июля 2021 года на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов был опубликован проект приказа ФСБ "Об утверждении Перечня сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, которые при их получении иностранным государством, его государственными органами, международной или иностранной организацией, иностранными гражданами или лицами без гражданства могут быть использованы против безопасности Российской Федерации".

Проект был разработан в дополнение к закону, принятому 30 декабря 2020 года, согласно которому одним из оснований для признания физического лица "иностранным агентом" является целенаправленный сбор сведений в области военной и военно-технической деятельности РФ, которые иностранный источник при их получении может использовать "против безопасности Российской Федерации", при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных ст. 275 УК (госизмена) и ст. 276 УК (шпионаж).

Опубликованный перечень состоит из 61 пункта. Среди прочего, в него включены "сведения о подготовке, заключении, содержании, выполнении, прекращении или приостановлении действия международных договоров и соглашений" (п. 18) и "cведения о ходе и результатах рассмотрения сообщений о преступлениях и предварительного расследования, которые производятся следователями органов федеральной службы безопасности и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, за исключением сведений, преданных гласности в соответствии с законодательством Российской Федерации с разрешения уполномоченных сотрудников органов федеральной службы безопасности и Следственного комитета Российской Федерации" (п. 22).

Мы считаем, что информация о выполнении Россией ратифицированных ей международных договоров, в том числе в сфере прав человека, и сведения о предварительном расследовании дел, подведомственных ФСБ, представляют общественный интерес – в частности, и при обсуждении антиэкстремистского законодательства и правоприменения. Отметим, что и многие другие пункты перечня, касающиеся проблем, связанных с российским внешнеполитическим курсом, функционированием российских военных структур, "Роскосмоса" и т.п., также открывают большой простор для чрезмерных ограничений доступа к информации и свободы слова. Само по себе наделение физического лица, собирающего такие данные, статусом иностранного агента уже является чрезмерным ограничением этих свобод. Однако в действительности речь идет о непосредственной угрозе уголовного преследования: если человек становится "иностранным агентом" именно в связи со сбором таких сведений, любое совершенное им нарушение законодательства о деятельности иноагентов будет караться сразу в уголовном, а не в административном порядке; например, если он сам не заявил о себе как об иностранном агенте и не попросил внести себя в соответствующий реестр, он может получить пять лет лишения свободы уже за одно это. 

Ссылки на данную статью [10]