Новости по теме

Дума приняла новый закон об "иностранных агентах"

Принятый закон объединяет, систематизирует и дополняет существующие нормы, регулирующие деятельность "иноагентов".


29 июня 2022 года Госдума приняла в третьем чтении закон "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием". Это новый рамочный закон о деятельности "иностранных агентов" в России.

Законопроект был принят в первом чтении 7 июня, второе чтение прошло 28 июня.

Принятый закон предусматривает объединение и систематизацию ранее принятых многочисленных норм, регулирующих деятельность "иностранных агентов" разных видов – НКО, незарегистрированных общественных объединений, физических лиц и СМИ (изданий и физических лиц). При этом "иностранным агентам" было сделано некоторое послабление в виде отсутствия необходимости маркировать материалы личного характера, зато были введены новые ограничения, касающиеся финансовой деятельности и отчетности, а также работы с несовершеннолетними.

"Иностранным агентом" (а не лицом, выполняющим функции "иностранного агента", как раньше), по закону, может быть признано "российское или иностранное юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, общественное объединение, действующее без образования юридического лица, иное объединение лиц, иностранная структура без образования юридического лица, а также физическое лицо независимо от его гражданства или отсутствия такового", "получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах" и осуществляющее определенные виды деятельности. Таким образом, вводится единый для всех категорий статус, который, очевидно, распространяется и на коммерческие организации: ранее таковые к "иноагентам" не причисляли. Статус иностранного агента не будут присваивать госорганам и подконтрольным им юрлицам; зарегистрированным религиозным организациям; зарегистрированным политическим партиям; должностным лицам международных организаций, въехавшим в Россию в связи с исполнением служебных обязанностей; сотрудникам представительств этих организаций; иностранным дипломатам и сотрудникам представительств иностранных государств; объединениям работодателей и торгово-промышленным палатам.

Под иностранным влиянием закон подразумевает получение от иностранных источников не только финансовой, имущественной, организационно-методической, научно-технической и других подобных видов помощи, но и "оказание воздействия на лицо в том числе путем принуждения, убеждения и (или) иными способами".

Иностранными источниками признаются:

  • иностранные государства;
  • органы публичной власти иностранных государств;
  • международные и иностранные организации;
  • иностранные структуры без образования юридического лица;
  • иностранные граждане;
  • лица без гражданства;  
  • лица, уполномоченные источниками, всеми вышеперечисленными;
  • российские граждане и юридические лица, получающие денежные средства и (или) иное имущество от всех вышеперечисленных, либо действующие в качестве посредников при получении таких денежных средств и (или) иного имущества (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ);
  • российские юридические лица, бенефициарными владельцами которых являются иностранные граждане или лица без гражданства;
  • лица, находящиеся под влиянием всех вышеперечисленных источников.

К видам деятельности, которые дают основание для присвоения лицу статуса "иноагента" относятся "политическая деятельность" (в том виде, как она определена сейчас в п. 6 ст. 2 закона об НКО) и целенаправленный сбор сведений в области военной и военно-технической деятельности России и "распространение предназначенных для неограниченного круга лиц сообщений и материалов, и (или) участие в создании таких сообщений и материалов" (так теперь описывается категория СМИ-"иноагентов"), а также финансирование деятельности по сбору сведений о военной деятельности и массовому распространению материалов. К исключениям из "политической деятельности" отнесены деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, соцобслуживания и соцзащиты, защиты человеческой жизни, материнства, отцовства и детства, семьи и традиционных семейных ценностей, соцподдержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, защиты окружающей среды, а также благотворительность. Однако "политической" любая такая деятельность не будет считаться только в том случае, если она "не противоречит национальным интересам Российской Федерации, основам публичного правопорядка Российской Федерации, иным ценностям, защищаемым Конституцией Российской Федерации".

Закон описывает правила включения "иноагентов" в соответствующий единый реестр, который должен вести Минюст. Реестр должен включать в себя сведения о фамилии, имени, отчестве либо наименовании иностранного агента, информацию об основаниях его включения в реестр со ссылкой на соответствующие нормы закона и дату принятия решения о включении в реестр.

Включению в отдельный реестр также подлежат сведения о физических лицах, аффилированных с "иноагентами". На них не распространяются требования и ограничения, предусмотренные для "иноагентов".  Аффилированным с "иноагентом" считается лицо, входящее (входившее) в состав органов НКО, незарегистрированного общественного объединении или иностранного агента, который занимается массовым распространением информационных материалов, а также  являющееся (являвшееся) учредителем, членом, участником, руководителем либо работником перечисленных видов иноагентов. Аффилированным с "иноагентом" лицом является и лицо, осуществляющее (осуществлявшее) политическую деятельность и получающее (получавшее) денежные средства и (или) иную имущественную помощь для осуществления политической деятельности от некоммерческой организации, незарегистрированного общественного объединения, физического лица – иностранных агентов, в том числе через посредников (лиц, находящихся под прямым или косвенным контролем иностранного источника).

Согласно законопроекту, потенциальные иноагенты, как и раньше, во избежание наказания сами должны обращаться в Минюст с заявлением о включении в реестр, причем иностранные граждане (кроме дипломатов и иностранных корреспондентов, намеревающихся действовать исключительно в рамках своих должностных обязанностей) обязаны это делать еще до въезда в Россию. Ликвидация объединения или смерть физического лица-"иноагента" является поводом для исключения из реестра. Решение госорганов о включении в реестр может быть оспорено через суд. Кроме того, "иноагенты" могут обращаться в Минюст с заявлением об исключении из реестра в связи с изменившимися обстоятельствами – отказом от иностранного содействия или прекращением "иноагентской" деятельности. Проведя проверку, ведомство может удовлетворить такое заявление или отказать в исключении из реестра: отказ можно оспаривать через суд.

Вопреки многократным заявлениям законотворцев о том, что статус "иноагента" не предполагает дискриминации, в законопроект включен список, описывающий ограничения для "иноагентов", некоторые из которых раньше законодательством предусмотрены не были:

  • Физическое лицо, включенное в реестр, не может быть назначено на должности в органах публичной власти, в том числе замещать должности государственной гражданской службы и муниципальной службы, быть членом избирательной комиссии, комиссии референдума, не может оно участвовать в деятельности комиссий, комитетов, консультативных, совещательных, экспертных и иных органов, образованных при органах публичной власти; иностранный агент не может быть поставщиком (подрядчиком, исполнителем) товаров и услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд; объединения-"иноагенты" не могут выдвигать кандидатуры в общественные наблюдательные комиссии; не допускается их участие в проведении независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов;
  • "Иностранные агенты" не могут участвовать в избирательных кампаниях и проведении референдумов, в том числе выдвигать или поддерживать кандидатов и жертвовать политическим партиям, а также заключать с ними сделки; 
  • Должностному или физическому лицу-"иноагенту" может быть отказано в допуске к гостайне;
  • Иностранные агенты не могут организовывать, спонсировать или оказывать имущественное содействие организации и проведению публичных мероприятий;
  • Иностранные агенты не вправе осуществлять просветительскую деятельность "в отношении несовершеннолетних и (или) педагогическую деятельность в государственных и муниципальных образовательных организациях", производить информационную продукцию для несовершеннолетних;
  • "Иноагенты" не смогут выступать экспертами в государственной экологической экспертизе
  • "Иноагенты" не смогут эксплуатировать значимые объекты критической информационной инфраструктуры и обеспечивать их безопасность
  • Предусмотрен и целый ряд финансовых ограничений: иностранный агент не вправе получать государственную финансовую поддержку (в том числе связанную с творческой деятельностью); средства объединений-"иноагентов" не подлежат страхованию, иностранный агент не вправе применять упрощенную систему налогообложения и ведения бухгалтерского учета и отчетности; на иноагентов распространяются ограничения и запреты на инвестирование в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, предусмотренные для иностранцев.

Законопроект также описывает обязанности "иноагентов" по маркировке материалов, связанных с их иноагентской деятельностью и релевантным взаимодействием с госорганами (маркировка физлицами материалов личного характера не требуется), ведению и предоставлению регулярной отчетности в госорганы. Порядок маркировки материалов, согласно закону, будет определен правительством России. Кроме того, описан порядок проведения госорганами мероприятий по контролю над деятельностью "иноагентов" и выявлению возможных нарушений законодательства, в том числе порядок осуществления плановых и неплановых проверок. Предусмотрено, что Минюст сможет выдавать "иноагентам" обязательные для исполнения в течение месяца предписания. В документе перечислены возможные санкции за нарушения – административная и уголовная ответственность, ликвидация объединения, блокировка информационных ресурсов "иноагентов".

Вступить в силу закон должен 1 декабря 2022 года.

Ссылки на данную статью [10]