Новости по теме

В ГД внесен законопроект о внесудебной блокировке агитации на выборах

Предлагается распространить правила ведения предвыборной агитации на материалы в интернете, а незаконную агитацию блокировать до подведения итогов выборов.


17 ноября 2020 года группа из семи депутатов внесла в Госдуму законопроект, который позволяет избирательным комиссиям принимать решения о временной блокировке незаконной агитации в интернете.

Изменения предлагается внести в законы "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

Законопроект предусматривает распространение понятий "предвыборная агитация" и "агитация по вопросам референдума" на агитационные материалы в интернете и наделение Центральной избирательной комиссии (ЦИК) правом устанавливать особенности их изготовления и распространения. При этом на федеральных выборах ЦИК, а на местных выборах и референдумах – избирательные комиссии субъектов федерации смогут обращаться в Роскомнадзор с представлениями о пресечении распространения незаконной агитации.

Согласно ст. 15.1-2, которую планируется внести в закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", такие представления могут быть посвящены временному ограничению доступа к агитационному материалу или его удалению, а также блокировке сайтов в случае уклонения от удаления отдельных материалов с агитацией. Получив представление, Роскомнадзор должен будет незамедлительно направить провайдеру требование о временной блокировке сайта (которое должно быть незамедлительно исполнено), а также уведомить хостера о необходимости временного ограничения или удаления незаконной агитации. Хостер же должен незамедлительно сообщить об этом владельцу сайта. Временно прекратив доступ к материалу или удалив его, владелец сайта сообщает об этом. После этого – либо по истечении срока блокировки – Роскомнадзор уведомляет провайдеров о разблокировке сайта.

В законопроекте предусмотрено, что блокировка не может начинаться раньше дня объявления выборов, а оканчивается по истечении пяти дней со дня определения их результатов.

Отметим, что, с нашей точки зрения, действующее в России законодательство в области ограничения распространения информации в интернете обладает системными недостатками, его применение нередко необоснованно и непропорционально ограничивает свободу слова, и в особенности это касается норм о внесудебных блокировках. На их несоответствие требованиям Европейской конвенции о правах человека и их произвольное применение уже неоднократно обращал внимание ЕСПЧ. Внесенный законопроект также не исключает возможности непропорционального ограничения свободы выражения мнения в результате блокировок целых сайтов за публикацию отдельных агитационных материалов, но, в отличие от существующих механизмов, хотя бы предусматривает ограничение блокировки по времени.

Ссылки на данную статью [14]