Новости по теме

Законопроект о физлицах со статусом СМИ-"иностранных агентов" подготовлен ко второму чтению

Профильный комитет окончательно утвердил поправки к законодательству о СМИ-"иностранных агентах".


13 ноября 2019 года комитет Госдумы по информационной политике рекомендовал принять во втором чтении законопроект, расширяющий законодательство в сфере отношений с "иностранными агентами", утвердив рекомендуемые поправки. Сообщения о таком решении комитета уже поступали в июле 2019 года, однако по какой-то причине срок работы комитета над законопроектом был продлен.

Законопроект, изменяющий положения законов "О СМИ" и "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", был внесен в Госдуму еще в декабре 2017 года и одобрен в первом чтении в январе 2018 года. Он предусматривает возможность признания СМИ-"иностранными агентами" физических лиц и устанавливает порядок распространения информации СМИ-"иностранными агентами".

Согласно версии законопроекта, подготовленной ко второму чтению, иностранным СМИ, выполняющим функции иностранного агента, может быть признано и любое физическое лицо, распространяющее для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы, и при этом получающее финансирование из иностранных источников.

Кроме того, физлица и российские юрлица могут быть признаны выполняющими функции иностранного агента, если распространяют материалы СМИ-"иностранных агентов" или участвуют в их создании и одновременно получают финансирование из-за рубежа либо от самих СМИ-"иностранных агентов". Такие физлица и российские юрлица тоже будут включаться в реестр СМИ-"иностранных агентов", и к ним тоже могут быть применены положения закона "О некоммерческих организациях", распространяющиеся на "иностранных агентов".

Предусматривается, что в течение месяца после наделения иностранного юрлица либо любого физлица статусом СМИ-"иноагента" это лицо должно учредить российское юрлицо, от лица которого должно вести деятельность. Те СМИ, которые уже признаны "иностранными агентами", должны будут сделать это до 1 февраля 2020 года. Если же юрлица уже созданы, то об этом тоже надо уведомить. Эти российские юрлица также будут включены в реестр СМИ-"иноагентов", и на них будут распространяться требования закона "О некоммерческих организациях".

Уточняется, что реестр СМИ-"иностранных агентов" ведет Минюст, но решение о включении того или иного лица в этот реестр принимается по согласованию с МИДом. Ранее глава комитета Леонид Левин заявлял, что решения по включению в реестр будут принимать Генпрокуратура и МИД, однако в финальной версии поправок Генпрокуратура не упоминается.

Сообщения и материалы как самих СМИ-"иноагентов", так и их российских юрлиц-"иноагентов" должны будут маркироваться указанием на соответствующий статус, а для телерадиовещания наличие таких указаний предлагается считать лицензионным требованием. Аналогичное указание должно будет содержаться в выходных данных зарегистрированного СМИ, учрежденного таким юрлицом.

Как и обещал Левин, из текста законопроекта исчезла возможность внесудебной блокировки по требованию Генпрокуратуры за распространение материалов без указаний на статус СМИ-"иноагента". В то же время, если первоначально предполагалось, что в случае вступления в силу постановления по административному делу о нарушении порядка деятельности СМИ-"иностранным агентом" или его российским юрлицом (соответствующую статью предложено внести в КоАП) на устранение нарушений ему будут даваться 15 дней, то теперь Роскомнадзору предлагается просто блокировать ресурс нарушителя в порядке, определенном правительством.

Исчезло из законопроекта и положение о том, что российские юрлица-"иноагенты" могут учреждать российские СМИ только по правилам, предусмотренным для иностранных инвесторов (не более 20 % в капитале).

Мы полагаем, что введение в законодательство статуса СМИ-"иностранных агентов" и ограничение их деятельности свидетельствует о прогрессирующем наступлении на свободу слова в России.​

Ссылки на данную статью [5]