На нашем сайте мы используем cookie для сбора информации технического характера и обрабатываем данные вашего местоположения. Здесь вы можете узнать, как мы используем эти данные. Также наш сайт не предназначен для людей младше 18 лет. Вы даёте согласие на использование файлов cookies и подтверждаете, что вам не менее 18 лет?
Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Исследовательский центр «Сова» либо касается деятельности иностранного агента Исследовательский центр «Сова».
24 мая депутаты Мосгордумы приняли в первом чтении проект Кодекса города Москвы об административных правонарушениях. Статья 3.8 ("Приставание к гражданам в общественных местах") нового кодекса гласит: "Нарушение общественного порядка, выразившееся в приставании к гражданам в целях купли-продажи, обмена или приобретения вещей иным способом, а также в целях гадания, попрошайничества, мужской и женской проституции, религиозной агитации или навязывая иных услуг в общественных местах - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трёх минимальных размеров оплаты труда".
Как отмечает юрист Славянского правового центра Сергей Чугунов, эта норма противоречит по меньшей мере двум статьям Конституции РФ.
14 марта 2007 г. проект Кодекса был принят во втором чтении.
6 марта состоялось очередное заседание правительственной Комиссии по вопросам религиозных объединений. Заседание прошло под председательством первого вице-премьера Д.А. Медведева. Много внимания было уделено обсуждению предложений Росрегистрации по упрощению формы отчетности для религиозных организаций. (Напомним, формы отчетности, вводимые новым российским законом об НПО, вызвали протест со стороны ряда религиозных организаций. Решение упростить формы отчетности для последних было принято в феврале на совещании в Администрации Президента. - Ред.)
На заседании комиссии была также одобрена концепция законопроекта "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения". (О разработке этой концепции Министерством экономического развития и торговли сообщалось еще в январе 2006 г. - Ред.)
С 1 января 2007 года вступила в силу новая редакция Лесного кодекса Российской Федерации.
Ст.47 новой редакции наделяет религиозные организации правом использовать леса для осуществления религиозной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях". Согласно п.2 ст.47, "на лесных участках, предоставленных для осуществления религиозной деятельности, допускается возведение зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения".
Глава Росохранкультуры Борис Боярсков заявил, что в число объектов культурного наследия, подлежащих в соответствии с новым законодательством приватизации, в первую очередь войдут домовые церкви, часовни и усадьбы - т.е. объекты, изначально создававшиеся как частная собственность. Как передает портал "Интерфакс-религия", "приватизация объектов культурного наследия может начаться уже 1 января 2008 года, когда вступит в силу часть положений закона, отменяющего мораторий 2002 года на приватизацию памятников федерального значения.
Глава Росохранкультуры сообщил также, что в перечень памятников, приватизация которых исключена, должны быть включены храмовые комплексы, которые формируют облик городов, а также все кремли, объекты, находящиеся под защитой ЮНЕСКО и относящиеся к всемирному историко-культурному наследию".
9 февраля депутат Александр Чуев внес в Госдуму законопроект, предполагающий поправки в Уголовный кодекс и причисляющий противоправные действия против священнослужителей к преступлениям с отягчающими обстоятельствами. Депутат предложил рассматривать преступления против священников как преступления, совершенные "в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга".
22 октября предложенные поправки были обсуждены на заседании комиссии по межконфессиональным отношениям Мосгордумы, которая, согласно распорядку ГД, должна представить свой отзыв. (Как замечают "Новые известия", ранее "внесенный Александром Чуевым законопроект Госдума отклонила по техническим причинам, но в начале осенней сессии документ вновь поступил на рассмотрение".) Большинство членов комиссии Мосгордумы не поддержало проект, сочтя его формулировки недостаточно четкими.
Вопрос о вводимых новым российским законом об НПО формах отчетности, которые вызвали протест со стороны ряда религиозных организаций, рассматривался 2 февраля на совещании в Администрации Президента, сообщает сайт Совета муфтиев России. В совещании, которое прошло под председательством заместителя главы Администрации Президента Владислава Суркова, приняли участие заместитель председателя СМР ректор Московского исламского университета Марат-хазрат Муртазин, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Климент, главный раввин России (ФЕОР) Берл Лазар. На встрече было принято решение о введении для религиозных организаций упрощенной формы отчетности.
Заместитель председателя объединенной комиссии при Совете Федерации по национальной политике и отношениям государства с религиозными организациями Владимир Слуцкер преложил создать государственное ведомство по религиозным вопросам. "Надо создать государственный орган, который занимался бы религиозной проблематикой. Эта проблема уже назрела, и мы подготавливаем ее решение, создавая такие органы, как комиссия при Совете Федерации", - заявил В.Слуцкер в интервью радиостанции "Маяк".
Инициативу В.Слуцкера поддержал Славянский правовой центр.
Член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, представитель правительства республики Ингушетия Исса Костоев предложил сенаторам внести ряд изменений в УК РФ. В частности, как передает Служба коммуникации ОВЦС со ссылкой на Regions.Ru, по мнению И. Костоева, следует "квалифицировать противоправные действия в отношении храмов и священнослужителей как отягчающие вину обстоятельства. Парламентарий уверен, что за кражу из палатки и за нападения на храмы наказания должны быть разными, "поскольку подобные проявления агрессии необходимо бескомпромиссно глушить в зародыше"".
Инициативу И.Костоева поддержал сопредседатель Славянского правового центра адвокат Анатолий Пчелинцев.
В январском выпуске бюллетеня неправительственных организаций "Законотворческий процесс в Государственной Думе: правозащитный анализ" Лев Левинсон анализирует принятый ГД в третьем чтении 20 октября 2006 г. Федеральный закон "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части усиления ответственности за нарушение порядка привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства)".
С принятием этого закона, отмечает Л. Левинсон, была "существенно ужесточена ответственность за нарушение режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ, а также за их незаконное привлечение к трудовой деятельности". Некоторые нововведения осложнят деятельность НПО, привлекающих на работу иностранцев (в том числе - волонтёров). Поскольку те же проблемы возникнут и у религиозных организаций, мы приводим соответствующие фрагменты подготовленного Л. Левинсоном обзора.
За разработку правовой базы для введения института военного духовенства высказались представители Федерации еврейских общин России и Центрального духовного управления мусульман. Глава отдела Федерации еврейских общин России по взаимодействию с Вооруженными силами и МЧС раввин Аарон Гуревич считает, что к каждому военному округу должен быть прикреплен собственный капеллан. Полномочный представитель ЦДУМ в Москве поддержал эту точку зрения, отметив, что представители полкового духовенства должны сохранять внештатный статус, "не иметь звания, быть свободно приходящими и уходящими".
Не согласен с такой позицией глава Совета муфтиев Роcсии Равиль Гайнутдин. По его мнению, введение института полкового духовенства есть "вмешательство в дела светской власти".
Свою позицию СМР подтвердил на выездном заседании в Саратове 18 января 2007 г.