4 ноября 2017 года в Москве состоялось несколько мероприятий под брендом «Русский марш». Правда, небольшие группы, проводившие ранее отдельные мероприятия, такие как сторонники Стрелкова, Национально-демократическая партия или Национально-консервативное движение, предпочли на этот раз мероприятий на улице не проводить.
«Русский марш» в Люблино
Основное мероприятие ожидалось, как всегда в последние годы, в Люблино. Сбор участников начался в 12.00 на улице Перерва. Досмотр пришедших на марш у рамок металлоискателей был строже обычного, агитматериалы полиция отдельно проверяла в специально установленной у рамок оранжевой палатке и часть изымала. Около часа дня, когда большинству удалось преодолеть рамки, участники марша начали строиться две колонны. Впереди с баннером «Быть русским – быть воином» с символикой Партии националистов и другим, красного цвета с надписью «Русский марш», собрались около 70 сторонников Партии националистов. Сзади них строились около 30 активистов «Черного Блока» и их союзников, без баннеров, но в основном с флагами с кельтскими крестами.
В этот время во второй колонне появились лидер «Черного Блока» Владимир (Ратников) Комарницкий, глава московского отделения Комитета «Нация и свобода» (КНС) Владимир Бурмистров и один из заявителей акции, ранее представленный как представитель движения «Новая оппозиция», Роман Ковалев. Они объявили, что «Русский марш» отменяется, и вся колонна отступила к оранжевой палатке. Там лидеры сообщили журналистам, что пришедших на марш не пропускают из-за материалов с символикой КНС, «Черного Блока», Партии националистов, Русской правозащитной лиги (РПЛ) Владимира Истархова, Ассоциации народного сопротивления и Национал-революционного авангарда (НРА). Они вступили в переговоры с полковником полиции, утверждая, что вся символика была заранее согласована, организаторов обманули и все баннеры изъяли, но беседа результатов не дала. Ковалев сообщил, что отправляется писать заявление об отказе от мероприятия.
Активисты «Черного Блока» выражали свое возмущение происходящим, и один из них, дававший комментарий прессе, уже через несколько минут был задержан. Полиция предложила этой группе присоединиться к первой колонне или покинуть огороженную территорию марша. Пока митингующие решали, что делать и расходились в соответствующие стороны, было задержано еще несколько человек. После этого полиция перестала пропускать людей от рамок к колонне и организовала сбоку выход с огороженной территории. Часть вышедших наружу (около 30 человек) предприняла попытку пройти маршем по перпендикулярной улице Белореченская. Большинство из них, а заодно и некоторые оказавшиеся рядом люди были задержаны. Во время задержаний сотрудник ОМОН отбросил в сторону активистку Русской правозащитной лиги, она ударилась, потеряла сознание, и ей вызвали скорую. Всего, по данным «ОВД-Инфо», в Люблино было задержано 25 человек. К половине десятого вечера все они были отпущены из ОВД.
Между тем первая колонна общей численностью около 200 человек (здесь и далее – по подсчетам наблюдателей Центра «Сова») во главе с Константином Филиным начала движение по традиционному маршруту в сторону метро «Братиславская». Во главе колонны шли православные хоругвеносцы (6 человек), активисты Партии националистов с многочисленными имперскими флагами с эмблемой Партии националистов и без таковой. В колонне были также замечены несколько флагов «Черного Блока», НСРД «Черное солнце», НРА, флаг КНС, флаг Новой оппозиции, Андрей Линок («Линкольн-88») нес флаг с лозунгом «Узники совести, вы не забыты», традиционно посвященный «правым политзаключенным». Активисты с белорусским флагом и белым флагом с двуглавым орлом сообщили, что представляют партию «Голос народов». У одного из участников шествия был замечен значок в поддержку Алексея Навального.
Несколько десятков выдавленных с марша активистов шли параллельно вне ограждений. Всего, за рамками осталось не более ста человек.
Возглавлявший колонну Константин Филин выкрикивал в громкоговоритель лозунги, которые подхватывали участники шествия, кричалки исходили и от маршировавших. Прозвучали лозунги: «Русские вперед!», «Слава России!», «Русский марш не запретить!», «Русских не запретишь!», «Остановим геноцид!», «Это наш русский марш!», «Русский марш – наш реванш!», «Слава русским повстанцам!», «Слава белым героям!», «Слава победе!», «Только Русь, и только победа!», «Будущее принадлежит нам!», «Национал-социализм – это сила!», «Русская нация не даст капитуляцию!», «Кавказ – позор России!», «Нет войне с Украиной!», «Армия с народом, не служи уродам!», «Пока мы едины, мы непобедимы!», «Своих не отдадим!», «Один за всех, и все за одного!», «Белецкий – лидер, Дёмушкин – лидер!», «Меняем Белова на Сердюкова, а Путина – на Дёмушкина!», «Свободу Александру Белову! Свободу Дмитрию Дёмушкину!», «Свободу узникам совести!», «Свободу политзаключенным!», «Свободу русским националистам!», «Отменить 282!», «Свободу слова! Свободу собраний!», «Комиссары, вам на нары!», «Путин – вор!», «Путин – террорист!», «Не будет порядка на русской земле, покуда чекист заседает в Кремле!», «Рост цен, налогов, нищеты придумали не мы». Маршировавшие также устроили традиционную с нацистских времен перекличку «погибших героев», выкрикивая «Дмитрий Боровиков – здесь! Алексей Коршунов здесь! Максим Базылев – здесь!». Некоторые лозунги, к примеру, «Россия – для русских, Москва – для москвичей» и «Путин – вор!» вызывали смятение в рядах участников марша, опасавшихся, что они могут вызвать недовольство полиции.
После того, как прозвучал лозунг «Мусора – позор России!», был задержан глава колонны Константин Филин. После этого колонну возглавили сразу несколько человек, в том числе Илья Сотников из Партии националистов и Иван (Новиопов) Нырков из «Непримиримой Лиги».
У метро Братиславская состоялся митинг, открыл его Сотников, который заявил о «дичайшей провокации против «Русского марша» и русского движения», рассказал об утреннем задержании ФСБ секретаря Партии националистов Андрея Петровского, выразил возмущение в связи задержанием Филина и изъятием агитматериалов у участников марша, назвал происходящее в стране «геноцидом коренного русского населения» и «всех остальных коренных народов России» и грозил повинным в нем международным трибуналом. Илья Шарыпин из РПЛ говорил о коррумпированности властей. Иван Новиопов призывал к белому реваншу, люстрации и десоветизации, а под конец речи, выкрикнув «Да здравствуют белые люди!», «Будущее принадлежит нам!» и «Слава России!», развернул флаг Конфедерации. Пресс-секретарь Партии националистов Дмитрий Голиков рассказал об обыске у родственников скрывающегося заграницей сопредседателя Партии националистов Ивана Белецкого и призвал поддержать его семью, а также выразил возмущение в связи с действиями Роскомнадзора по блокировке страниц «Русского марша» в соцсетях. Он назвал Романа Ковалева агентом властей и осудил тех, кто присвоил себе право отказываться от проведения марша. Активист НРА Андрей Народный говорил о закручивании гаек и призвал собравшихся перестать «стоять на месте и махать флажками», иначе не будет ни следующего «Русского марша», ни вообще русских, и закончил свое выступление, вскинув руку в нацистском приветствии. Активист Александр Иванов (был представлен как Александр Иванов-Лебедев) вышел на сцену с имперским флагом и рассказал, что утром в его квартире прошел обыск в рамках расследования уголовного дела по факту продолжения деятельности признанного экстремистским объединения «Русские», как он предположил, в связи с тем, что у него зарегистрирован бывший пресс-секретарь Партии националистов Денис Романов-Русский. Михаил Быковский из «Новой оппозиции» заявил о том, что Роман Ковалев – не член их движения и призвал его таковым не считать. Закрыл митинг Дмитрий Голиков, заверив собравшихся в том, что этот «Русский марш» – не последний.
Фоторепортаж Центра "СОВА" см. здесь.
«Русский национальный марш» у станции метро «Октябрьское поле»
Традиционное альтернативное мероприятие у метро «Октябрьское поле» в этом году удалось согласовать лишь под названием «Русский национальный марш». Участники начали собираться на месте проведения мероприятия в 13:00, движение по обычному маршруту в сторону станции «Щукинская» началось в 14:00. В марше приняли участие около 370 человек, так что «альтернативный марш» впервые превысил по численности «основной».
Шествие возглавляли представители Союза православных хоругвеносцев (СПХ), они несли хоругвь с изображением Николая II. В отличие от собравшихся в Люблино, участникам Русского национального марша удалось использовать большое количество агитационных материалов. В колонне несли баннеры партии «Великая Россия» – «Наш выбор – русская власть» и «Лживые выборы – преступная власть», а также Русского национального фронта (РНФ) – «Вернем себе Россию», «Свободу русским политзаключенным» и «Долой власть олигархов», баннер Русского имперского движения (РИД) и «Имперского Легиона» – «Русская власть – за Русь православную. Царская власть – без кощунства и орды», а кроме того баннеры «Русский фронт 2017. В поддержку народных лидеров» и «Русский фронт 2017. За Квачкова», «Полковник Квачков! Россия! Освобождение!», «Воля нации – национализация!» и «Национализация по-русски – вернуть и преумножить», «За землю Русскую», «Боже, царя верни!», «За веру, царя и отечество», «Русский народ, ты забыл, что ты русский», «Защитим детей от растлителей! Москва – не Содом, Петербург – не Гоморра». Группа Общественного совета гражданского общества несла плакаты «Русских – в конституцию! в паспорт! в Думу! в Кремль!», «Прекратить геноцид русского и других коренных народов России», «Прекратить шельмование российской истории, виновных – под суд» и др. Героями серии плакатов «Народный герой России» стали Алексей Мозговой, Виктор Илюхин и Лев Рохлин. Серия баннеров и плакатов была посвящена призывам к освобождению заключенных: уже упомянутого Владимира Квачкова, Юрия Екишева, Юрия Мухина, Кирилла Барабаша, Александра Соколова, отца и сына Савченковых (хотя последние – не националисты) и других, один из плакатов гласил: «По 282-й статье в наше время сидели бы Пушкин, Достоевский, Есенин». Другая серия была посвящена продвижению здорового образа жизни. Среди участников, которые несли плакаты в поддержку православных ценностей, шел протоиерей Всеволод Чаплин. Полковник ВС в запасе Михаил Шендаков нес плакат «Подумай о родине и ее предателях». Участникам марша раздавали листовки в поддержку Игоря Стрелкова. Среди маршировавших был замечен человек с нашивкой запрещенного Русского общенационального союза (РОНС).
Участники шествия несли флаги РИД, движения «Право на оружие», движения «За национализацию и деприватизацию стратегических ресурсов страны», движения за запрет абортов, флаг «Всемирная коммунистическая партия Союза Семьи. Ум, Честь, Совесть эпохи. Миру мир», флаг с надписью «Донецк, Луганск – Россия», флаг движения «Донецкая Республика», черный флаг «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века», флаги Новороссии и России.
Шествие сопровождал экс-депутат от ЛДПР Николай Курьянович с громкоговорителем. Он призывал марширующих скандировать «России – русскую власть». Противники абортов и сторонники РИД выкрикивали лозунги «Вернуть статью за содомию», «Олигархов – на нары», «Свободу Квачкову», «Народ, не спи, избрал – суди», «За веру, царя и отечество», «Москва – третий Рим», «Бог! Царь! Нация!».
Мероприятие завершилось митингом, который вели Николай Курьянович и лидер партии «Великая Россия» Андрей Савельев. Первым выступил Владимир Филин («Движение за национализацию и деприватизацию», РНФ). Он заявил, что 28 октября 2017 года Съезд национально-патриотических сил России создал «правительство национального доверия», которое в декабре выдвинет единого кандидата для участия в президентских выборах, а если его не зарегистрируют, национально-патриотические силы будут призывать к бойкоту выборов. Далее выступил прот. Всеволод Чаплин, который говорил о том, что либерально-интеллигентская демократия для России непригодна, необходима сильная, централизованная, персонифицированная власть, монархическая хотя бы по духу, но не подавляющая инициативу на местах, а также о том, что нужно сформировать новую элиту и остановить упадок нравов. Заместитель главы СПХ Валерий Левченко рассказывал о фильме «Матильда» и призывал именовать Николая II «Искупителем». Надежда Квачкова призывала освободить мужа, Владимира Квачкова. Далее выступила Елена Рохлина, которую Курьянович представил как «настоящего правозащитника», поскольку она защищает не только «своих сионистов», в отличие от других правозащитников. Рохлина заявила о том, что «гниющий режим» проводит репрессии против народных лидеров и призвала сотрудников полиции читать сайт Постоянно действующего совещания Национально-патриотических сил России (ПДС НПСР). Кроме того, на митинге выступили Иван Отраковский (движение «Святая Русь», ПДС НПСР), Михаил Шендаков, Александр Фроленков (пензенское отделение движения «За национализацию и деприватизацию», ИГПР «ЗОВ»). Глава московского отделения РИД Павел Васильев говорил о восстановлении прав РПЦ, возрождении самодержавия и земского самоуправления. Андрей Савельев заявил, что олигархам место в тюрьме, причем особенно выдающихся из них нужно повесить на Красной площади, а единственным спасением для страны является правительство национального доверия. Курьянович говорил о необходимости создания русского национального государства, проведения референдумов об «объединении русского пространства» вплоть до Аляски, а также воссоединения русской нации, освобождения политических заключенных (в том числе членов ИГПР «ЗОВ», Владимира Квачкова, Яны Абрамовой, Вячеслава Дацика), введения виз с государствами Средней Азии, «оригинального решения проблемы Северного Кавказа», легализации короткоствольного оружия, введения государственной монополии на «русские алкоголь, табак, сахар» с целью борьбы с «этническими группировками» и т. д. В качестве резолюции марша была принята декларация съезда НПСР.
После марша был задержан Михаил Шендаков. Он был доставлен в ОВД "Щукино", однако к вечеру его отпустили, заявив о намерении отправить видеозапись с его выступлением на лингвистическую экспертизу.
Митинг-концерт «Россия объединяет»
4 ноября 2017 года в рамках официального празднования Дня народного единства на московском стадионе «Лужники» состоялся праздничный митинг-концерт «Россия объединяет», который посетили и представители нескольких националистических объединений.
Среди них самой многочисленной группой была ЛДПР. Сторонники партии Владимира Жириновского занимали около 500 мест на стадионе. Также были замечены активисты проекта «Трезвая Россия» (до 20 участников), Казачьей партии Российской Федерации (10 участников), движения «За сбережения народа», «Молодой гвардии», и «Местных» (совсем немного). На галерке примостились «Георгиевцы!» (30 человек) и «Боевое братство» (до 100 участников). Был замечен флаг «Антимайдана».
Активно призывал на митинг своих сторонников председатель партии «Родина» Алексей Журавлев, и некоторое их количество с флагами партии, движения «Тигры Родины» и Конгресса русских общин (КРО) действительно присутствовало на трибунах (до 20 человек). Отсутствовали традиционные участники демонстраций прошлых лет «Ночные волки».
Еще один участник прокремлевских шествий – НОД – объявил сбор сторонников у метро «Спортивная». Здесь всем желающим щедро раздавали флаги, из-за чего создавалось впечатление, что количество сторонников НОД, направляющихся на концерт, достаточно велико. В действительности, колонна НОД не превышала 150 человек. Руководил построением хорошо известный гармонист в военной форме, поэт-антисемит Илья Рагулин.
Кроме знамен, у активистов НОД были плакаты с призывом к поддержке курса Президента РФ и растяжка с надписью «НОД». Митингующие выкрикивали традиционные речевки: «Референдум! Референдум!», «Пятая колонна, вон из правительства» и т. д. Традиционный лозунг «Родина, свобода, Путин» вызвал дискуссию: некоторые участники предлагали вариант «Отечество, свобода, Путин».
Колонна НОД организованно прошла от метро на территорию, прилегающую к стадиону, однако внутрь заходить не стала, оставшись у входа на стадион. Активисты НОД стали раздавать присутствующим листовки, в том числе приглашение на возложение цветов к памятнику Минину и Пожарскому и молебен в Казанском соборе, которые были запланированы на 17:30 и 21:00.
Акция НОД была прервана представителями правоохранительных органов,
которые потребовали свернуть символику партии и прекратить раздачу листовок,
что и было выполнено, правда неторопливо и с некоторым недовольством.