Новости по теме

СК возбудил в отношении Навального и его сторонников дело об экстремистском сообществе

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Исследовательский Центр «Сова» либо касается деятельности иностранного агента Исследовательский Центр «Сова».
Подозреваемыми по нему уже стали как минимум Алексей Навальный, Леонид Волков, Иван Жданов, Любовь Соболь, Георгий Албуров, Руслан Шаведдинов, Вячеслав Гимади, Павел Зеленский и Рустем Мулюков. 

28 сентября 2021 года Главное следственное управление Следственного комитета сообщило о возбуждении дела по чч. 1 и 2 ст. 282.1 УК (создание экстремистского сообщества и участие в нем) в отношении Алексея Навального и его сторонников.

Подозреваемыми по ч. 1 ст. 282.1 УК стали Алексей Навальный, Леонид Волков, Иван Жданов и "иные лица", не названные в сообщении СК. Подозреваемые по ч. 2 ст. 282.1 УК – Любовь Соболь, Георгий Албуров, Руслан Шаведдинов, Вячеслав Гимади, Павел Зеленский и Рустем Мулюков, а также "иные лица". Позже стало известно, что к таковым относится Роман Рубанов.

По версии следствия, Навальный создал "экстремистское сообщество" не позднее 2014 года, тогда же к нему присоединились Волков и Жданов. Для обеспечения деятельности этого сообщества политик и его сторонники создали восемь некоммерческих организаций, которые стали "структурными подразделениями сообщества". Затем, "в целях расширения сферы преступной деятельности" на 37 регионов страны, в 2017 году руководители "сообщества" создали общественное движение "Штабы Навального", руководителем которого стал Волков. С 2014 по 2021 год к Навальному, Волкову и Жданову присоединились Соболь, Албуров, Шаведдинов, Гимади и "иные лица", а также "руководители и сотрудники штабов в регионах". Для пропаганды своей деятельности участники сообщества создали сайты и использовали социальные сети.

В сообщении СК говорится, что "противоправная деятельность экстремистского сообщества была направлена на дискредитацию органов государственной власти и проводимой ими политики, дестабилизацию обстановки в регионах, создание протестного настроения у населения и формирование общественного мнения о необходимости насильственной смены власти, организацию и проведение протестных акций, перерастающих в массовые беспорядки".

Также СК привел примеры нескольких преступлений "экстремистской направленности", совершенных участниками "преступного сообщества": 

• создание "Фонда борьбы с коррупцией" (ФБК), признанного экстремистской организацией;
дело Навального, Жданова и Волкова о руководстве организацией, деятельность которой была сопряжена с побуждением граждан к совершению противоправных деяний (ч. 2  ст. 239 УК);
дело Волкова и Жданова о ролике с просьбой финансово поддержать ФБК (ч. 1 ст. 282.3 УК); 
дело Волкова о призыве к несовершеннолетним участвовать в несогласованных митингах  (ч. 2 ст. 151.2 УК);
дело участника «Штаба Навального» Мулюкова о выступлении на уфимском митинге против коррупции 12 июня 2017 года (в 2019 году суд признал его виновным по ч. 1 ст. 280 УК и приговорил к условному сроку);
дело оператора ФБК Зеленского о твитах с резкой критикой власти (в 2021 году Тушинский районный суд Москвы приговорил его к двум годам колонии по ч. 1 ст. 280 УК).  

На наш взгляд, аргументы СК выглядят неубедительно. Согласно примечанию к ст. 282.1 УК, под преступлениями экстремистской направленности понимаются преступления, совершенные "по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы". Неясно, почему СК включил в перечень совершенных членами "экстремистского сообщества" преступлений дела, возбужденные по статьям, не имеющим отношения к антиэкстремистскому законодательству (ст. 239 УК, ст. 151.2 УК).

Отметим также, что "экстремистское сообщество" – это сообщество, созданное для подготовки или совершения преступлений экстремистской направленности. Однако цели, которые следствие приписывает Навальному и его сторонникам, – "дискредитация органов государственной власти и проводимой ими политики, дестабилизация обстановки в регионах, создание протестного настроения у населения" – не относятся к числу преступлений экстремистской направленности. То же касается и неясной формулировки "формирование общественного мнения о необходимости насильственной смены власти" – преступлением экстремистской направленности является только публикация призывов к насильственной смене власти. Что касается такой цели, как "организация и проведение протестных акций, перерастающих в массовые беспорядки", то и здесь неясно о чем идет речь – если об организации протестных акций, то это не криминальная деятельность, а если об организации массовых беспорядков, которую Навальному и его помощникам никогда в вину не вменяли, то это не преступление экстремистской направленности.

Кроме того, из сообщения СК невозможно понять, как объединившаяся в 2014 году вокруг Навального группа людей связана с выступлением уфимского активиста Мулюкова в 2017 году и твитами оператора Зеленского, опубликованными в 2020-м.

Наконец, нам непонятно, как то же созданное в 2014 году сообщество могло запланировать публикацию ролика с призывами к финансированию "экстремистской деятельности", который был записан в 2021 году после признания структур Навального экстремистскими организациями.

Напомним, ФБК был признан "выполняющим функции иностранного агента" в 2019 году, Фонд защиты прав граждан (ФЗПГ) – в 2020 году. 9 июня 2021 года ФБК, ФЗПГ и штабы Алексея Навального были признаны экстремистскими организациями, решение о запрете вступило в законную силу 4 августа. Мы считаем неправомерным признание организаций сторонников Навального экстремистскими. Подробнее с нашей позицией по этому решению можно ознакомиться здесь.

Ссылки на данную статью [19]