Новости по теме

В Госдуму внесен пакет законопроектов о распространении "заведомо недостоверной общественно значимой информации"

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Исследовательский Центр «Сова» либо касается деятельности иностранного агента Исследовательский Центр «Сова».
Разработчики новой нормы предлагают штрафовать СМИ и пользователей интернета за распространение фейковых новостей, которое может привести к "тяжким последствиям".

12 декабря 2018 года депутат от "Единой России" Дмитрий Вяткин и сенаторы Александр Клишас и Людмила Бокова, возглавляющие комитет Совета Федерации по конституционному праву, внесли в Государственную Думу пакет законопроектов о введении санкций за распространение в СМИ и интернете "заведомо недостоверной общественно значимой информации, распространяемой под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу жизни и (или) здоровью граждан, массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности, прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, наступления иных тяжких последствий". Соответствующие изменения предлагается внести в ч. 1 ст. 153 федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и ст. 4 федерального закона "О средствах массовой информации". Кроме того, авторы инициативы планируют дополнить ст. 13.15 КоАП (злоупотребление свободой массовой информации) частью 9, предусматривающей за подобное нарушение наказание в виде административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей для граждан, от 30 до 50 тысяч рублей для должностных лиц и от 400 тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией предмета административного правонарушения для юридических лиц.

С нашей точки зрения, использование в правовом поле формулировки "заведомо недостоверная" применительно к общественно значимой информации проблематично, даже если оставить в стороне вопрос о том, представляет ли "заведомо недостоверная" информация значение для общества. Действительно, по делам о соответствующих правонарушениях будет практически невозможно установить наличие умысла, т.е. доказать тот факт, что нарушитель наверняка знал, что распространяемая им информация недостоверна и ее распространение приведет к перечисленным и даже неким не перечисленным "тяжким" последствиям. Если же суды не будут уделять должного внимания установлению наличия умысла, это неминуемо приведет к нарушениям права граждан на свободу получения и распространения информации, свободу выражения мнения и свободу собраний. 

С другой стороны, согласно существующему законодательству, независимо от того, распространяло лицо ложную или правдивую информацию, в случае, если оно при этом публично призывало граждан к противоправной активности или если информация была запрещенной, его публикации подпадают под действие соответствующих статей (уголовных ст. 280 о призывах к экстремизму, ст. 205.2 о призывах к терроризму, ст. 212 о массовых беспорядках, административной ст. 20.29 о распространении экстремистских материалов и других). Таким образом, предложенная норма является избыточной. 

Что же касается противодействия распространению фейковых новостей, оптимальным способом здесь является оперативное предоставление гражданам максимально полной информации и экспертного мнения по общественно важным вопросам.

11 января 2019 года стало известно, что Минкомсвязь направила в правительство отрицательный отзыв на законопроект. Замглавы ведомства Алексей Волин заявил, что прописанные в нем нормы можно трактовать чересчур широко, что создает угрозу нарушения права граждан на свободу слова.

Ссылки на данную статью [28]