Новости по теме

ЕСПЧ коммуницировал 19 жалоб на наказания за "неуважение к власти"

Европейский суд по правам человека рассмотрит жалобы граждан, привлеченных к административной ответственности за оскорбление государства и общества в интернете.


27 октября 2020 года руководитель международной правозащитной группы "Агора" Павел Чиков сообщил, что Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) объединил и коммуницировал 19 жалоб от 17 россиян, привлеченных к административной ответственности по чч. 3-4 ст. 20.1 КоАП (распространение в интернете информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации).

Заявители пожаловались на нарушение российскими властями ст. 10 Европейской конвенции по правам человека (свобода выражения мнения), а также ст. 6 (право на справедливое судебное разбирательство) и ст. 5 (право на свободу и личную неприкосновенность). ЕСПЧ задал российским властям несколько вопросов: имело ли место нарушение ст. 10 Конвенции – и, в частности, соответствует ли духу Конвенции повышенная защита главы государства и госучреждений посредством введения специального закона. Кроме того, ЕСПЧ интересуется, были ли наложенные штрафы соразмерны тяжести правонарушения. До 18 января стороны могут прийти к мировому соглашению, в противном случае российские власти должны будут подготовить возражения на жалобы.

В число коммуницированных вошли, в частности, жалобы Юрия Картыжева (первого наказанного по оспариваемой норме), Светланы Бакшеевой (чье наказание было отменил Верховный суд), Романа Ватанена, Кирилла Попутникова, Ивана Пахно, Ильи Путевского, Юрия Шадрина, Андрея Бычкова, Владимира Шацких, Федора Крашенинникова, Ирины Мурахтаевой (Славиной), Анатолия Лилейкина.

Готовятся к отправке в ЕСПЧ еще пять жалоб, добавил Чиков.

Центр "Сова" полагает, что меры, предусмотренные чч. 3-5 ст. 20.1 КоАП, избыточны и явно направлены на подавление критики деятельности властей, которые в достаточной степени защищены иными нормами законодательства. Хотя формально нормы КоАП об "оскорблении власти", не относятся к антиэкстремистскому правовому регулированию, заявленная при их введении цель ограничения свободы слова – защита государственных институтов – совпадает с одной из целей антиэкстремистской политики. Поэтому мы отслеживаем случаи применения этих норм в отдельном документе.