Новости по теме

Комитет ГД по безопасности поддержал законопроект о запрете распространения "заведомо недостоверной общественно значимой информации"

Комитет-соисполнитель поддержал один из законопроектов пакета, вводящего ответственность за распространение фейковых новостей.


9 января 2019 года комитет Госдумы по безопасности и противодействию коррупции рекомендовал принять в первом чтении внесенный в декабре 2018 года законопроект о запрете распространения в СМИ и интернете "заведомо недостоверной общественно значимой информации, распространяемой под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу жизни и (или) здоровью граждан, массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности, прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, наступления иных тяжких последствий". Комитет считается соисполнителем по подготовке законопроекта к рассмотрению, ответственным же назначен комитет по информации.

Этот законопроект предусматривает внесение изменений в ч. 1 ст. 153 федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и ст. 4 федерального закона "О средствах массовой информации". Другой законопроект, внесенный вместе с ним, предусматривает дополнение ст. 13.15 КоАП (злоупотребление свободой массовой информации) частью 9, предусматривающей за подобное нарушение наказание в виде административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей для граждан, от 30 до 50 тысяч рублей для должностных лиц и от 400 тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией предмета административного правонарушения для юридических лиц. По второму законопроекту профильным считается комитет по государственному строительству.

С нашей точки зрения, использование в правовом поле формулировки "заведомо недостоверная" применительно к общественно значимой информации проблематично, даже если оставить в стороне вопрос о том, представляет ли "заведомо недостоверная" информация значение для общества. Действительно, по делам о соответствующих правонарушениях будет практически невозможно установить наличие умысла, т.е. доказать тот факт, что нарушитель наверняка знал, что распространяемая им информация недостоверна и ее распространение приведет к перечисленным и даже неким не перечисленным "тяжким" последствиям. Если же суды не будут уделять должного внимания установлению наличия умысла, это неминуемо приведет к нарушениям права граждан на свободу получения и распространения информации, свободу выражения мнения и свободу собраний.

С другой стороны, согласно существующему законодательству, независимо от того, распространяло лицо ложную или правдивую информацию, в случае, если оно при этом публично призывало граждан к противоправной активности или если информация была запрещенной, его публикации подпадают под действие соответствующих статей (уголовных ст. 280 о призывах к экстремизму, ст. 205.2 о призывах к терроризму, ст. 212 о массовых беспорядках, административной ст. 20.29 о распространении экстремистских материалов и других). Таким образом, предложенная норма является избыточной.

Что же касается противодействия распространению фейковых новостей, оптимальным способом здесь является оперативное предоставление гражданам максимально полной информации и экспертного мнения по общественно важным вопросам.