Новости по теме

Профильные комитеты подготовили ко второму чтению "пакет Клишаса"

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Исследовательский Центр «Сова» либо касается деятельности иностранного агента Исследовательский Центр «Сова».

Законопроекты о недостоверной информации и неприличном поведении в сети ко второму чтению претерпели изменения.


5 марта 2019 года профильные комитеты Госдумы рекомендовали принять во втором чтении законопроекты о распространении недостоверной информации и о неприличном поведении в интернете, внесенные депутатом от "Единой России" Дмитрием Вяткиным и сенаторами Александром Клишасом и Людмилой Боковой.

Комитет по информации, информационным технологиям и связи рекомендовал принять законопроект о блокировке фейковой информации с несколькими поправками. Во-первых, в перечень угроз, которые влечет распространение "недостоверной информации", были добавлены угрозы работе банков, объектов энергетики, промышленности и связи, но исключена из него неопределенная формулировка об "иных тяжких последствиях". Во-вторых, была прописана процедура блокировки материалов с такой информацией в зарегистрированных сетевых СМИ: Роскомнадзор будет посылать редакции уведомления, после чего редакция должна будет незамедлительно удалить "недостоверную информацию". Если же СМИ не удалит ее, то Роскомнадзор должен будет направить провайдерам требование о незамедлительной блокировке соответствующей страницы. В-третьих, блокировки не будут касаться страниц новостных агрегаторов. В-четвертых, депутаты не будут включать запрет на распространение недостоверной информации в закон "О СМИ".

Поправки в Кодекс об административных правонарушениях, находящиеся в зоне ответственности комитета по госстроительству, также претерпели изменения. Предлагается дополнить ст. 13.15 КоАП (злоупотребление свободой массовой информации) не одной, а тремя новыми частями. За распространение в СМИ и интернете недостоверной информации под видом достоверных сообщений, создавшее перечисленные угрозы, предлагается наказывать по новой ч. 9 ст. 13.15 КоАП физических лиц – штрафами от 30 до 100 тыс. рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой; должностных лиц – от 60 до 200 тыс. рублей; юридических лиц – от 200 до 500 тыс. рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.

Если это правонарушение совершено повторно, либо если распространение этой информации не просто угрожало, а создало помехи функционированию объектам инфраструктуры, связи, объектов энергетики и промышленности или банкам (но действия распространителя не содержат уголовно наказуемого деяния), штрафы, предусмотренные вводимой ч. 10, уже суровее: 100–300 тыс. рублей с конфискацией предмета правонарушения или без нее для граждан, 300–600 тыс. для должностных лиц, 500 тыс. – 1 млн рублей для юрлиц (с конфискацией предмета правонарушения или без).

Наконец, ч. 11 касается случаев, когда распространение такой информации повлекло смерть человека или вред здоровью человека или имуществу, массовое нарушение общественного порядка или общественной безопасности, прекращение функционирования перечисленных выше объектов инфраструктуры и т .п. (если действия распространителя не содержат уголовно наказуемого деяния), либо повторно совершено правонарушение по ч. 10 ст. 13.15 КоАП. Штраф по ч. 11 будет составлять от 300 до 400 тыс. рублей (с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой) для граждан, 300–900 тыс. рублей – для должностных лиц, 1–1,5 млн рублей с конфискацией предмета правонарушения или без нее для юридических лиц.

Поправки также предполагают увеличение срока привлечения к ответственности по ст. 13.15 КоАП с трех месяцев до года.


В законопроект о блокировке информации, выражающей неуважение к обществу, государству, его символам и госорганам, также были внесены изменения. В определение подобной запрещенной информации было внесено уточнение о том, что ее "неприличная форма" должна "оскорблять человеческое достоинство и общественную нравственность". Кроме того, был уточнен порядок блокировки страниц с ней. Сначала требование об удалении информации будет направляться хостинг-провайдеру, тот должен будет переслать его владельцу сайта. Если владелец в течение суток не удалит информацию, заблокировать страницу должен будет сам хостер, а если и он этого не сделает, то Роскомнадзор должен будет инициировать блокировку сайта.

Административные наказания за распространение "неприличной" информации по сравнению с прежней редакцией соответствующего законопроекта усилены, но дифференцированы. По вводимой ч. 3 ст. 20.1 КоАП будет предусмотрен только штраф в размере 30–100 тыс. рублей. Однако повторное совершение такого правонарушения по ч. 4 повлечет уже штраф от 100 до 200 тыс. рублей или арест на срок до 15 суток. Наконец, если гражданин подвергался наказанию за такое правонарушение более двух раз, по ч. 5 он будет наказан штрафом в размере от 200 до 300 тыс. рублей или арестован на срок до 15 суток.

Правом составлять протоколы по новым частям как ст. 13.15, так и ст. 20.1 КоАП будет наделена полиция, однако в течение суток о возбуждении дел должна будет ставиться в известность прокуратура. При этом по закону о "недостоверной информации" нельзя будет привлечь к ответственности за публикации, сделанные до его вступления в силу.

С нашей оценкой законопроектов, внесенных Клишасом, Боковой и Вяткиным, вы можете ознакомиться здесь и здесь.

Ссылки на данную статью [19]