15 января 2014 года группа депутатов, представляющих все четыре фракции (Ирина Яровая и Шамсаил Саралиев ("Единая Россия"), Олег Денисенко (КПРФ), Андрей Луговой и Игорь Лебедев (ЛДПР), Леонид Левин ("Справедливая Россия")) внесла в Госдуму пакет новых законопроектов, направленных, по словам депутатов, на борьбу с терроризмом.
Пакет состоит из трех законопроектов.
Первый из них в очередной раз ужесточает наказание за террористическую деятельность и связанные с ней преступления. В частности, за совершение терактов и финансирование терроризма максимальный срок заключения повышается вплоть до пожизненного, а минимальный составляет 15 лет. Согласно законопроекту, по всем антитеррористическим статьям УК, включая ст. 205.2 (пропаганда или публичное оправдание терроризма) и ст. 278 (насильственный захват власти или насильственное удержание власти, в котором сейчас неправомерно обвиняют последователей религиозно-политической партии Хизб ут-Тахрир) наказание не должно составлять меньше предусмотренного соответствующей статьей минимума и не может быть смягчено. Расширяются полномочия сотрудников ФСБ, которые должны получить право на личный досмотр граждан, их вещей и транспортных средств. Ответственность за антитеррористические меры возлагается на региональные органы власти.
Второй законопроект вносит поправки в законы об информации и о связи, направленные на усиление государственного контроля над интернетом. Предполагается наложить на организации, "организующие распространение информации и (или) обмен данными между пользователями", обязанность уведомлять Роскомнадзор о начале своей деятельности, а также хранить данные о всех действиях пользователей в течение полугода после окончания своей деятельности и предоставлять их правоохранительным органам в случаях, предусмотренных законодательством. За невыполнение этих обязательств вводятся административные санкции – штраф от трех до пяти тысяч рублей для физических лиц и от ста до двухсот тысяч рублей для организаций. Предполагается каким-то образом распространить эту схему и на зарубежные интернет-ресурсы, доступные российским пользователям.
Третий законопроект ограничивает перевод анонимных платежей внутри страны, при полном запрете анонимных переводов средств из-за границы. Также дополнительно оговаривается необходимость контроля над зарубежным финансированием НКО.
Эти новые меры представляются нам избыточными. Запугивание смертников не ведет к ощутимым результатам. Очевидно, что рычагами для борьбы с терроризмом государство располагает и сейчас, есть необходимость не в ужесточении мер, а в эффективном использовании существующих средств, а также поиске разрешения социальных проблем, дающих почву для террористической деятельности.
Усиление наблюдения над интернетом по существу не привносит ничего нового по сравнению с действующей уже на территории России системой контроля сети СОРМ-2.
Ужесточение контроля над электронными финансами не позволит полностью отслеживать финансовые потоки, включая наличные средства. Что касается зарубежного финансирования НКО, оно и сейчас находится под абсолютным контролем государства.
С другой стороны, новые рычаги контроля государства над жизнью граждан неизбежно затрагивают гражданские права. В данном случае под удар, очевидно, подпадает право на свободу слова, тайну личной жизни, экономическую деятельность. Все эти рычаги, разумеется, могут быть применены не только к потенциальным террористам, но и для подавления любых неугодных политических движений. Новый удар будет нанесен и жертвам злоупотребления властей, обвиненным неправомерно.