Новости по теме

Профильный комитет отправил на доработку законопроект о статусе Георгиевской ленты, а затем передумал

Сенатору Турчаку и депутату Занко предложили доработать текст законопроекта о статусе Георгиевской ленты. На следующий день законопроект все же рекомендовали принять в первом чтении.


14 сентября 2022 года комитет Госдумы по обороне рекомендовал авторам инициативы об уточнении правового статуса Георгиевской ленты, сенатору Андрею Турчаку и депутату Ольге Занко, доработать текст законопроекта.

Внесенный в Госдуму в апреле законопроект направлен на наделение Георгиевской ленты статусом символа воинской славы России, определение порядка ее использования и ответственности за осквернение. Речь идет об ответственности по чч. 3 и 4 ст. 354.1 УК, а также по ч. 4 ст. 13.15 КоАП, по которой наказывают средства массовой информации.

Комитет предложил авторам учесть замечания правительства России. Во-первых, отметило правительство, сейчас термин "символ воинской славы России" и перечень таких символов в законодательстве вообще не определены. Поэтому наделение только Георгиевской ленты этим статусом, по мнению правительства, "не отвечает требованиям системности нормативно-правового регулирования".

Во-вторых, авторы не указали в описании внешнего вида ленты, что она имеет кайму в виде оранжевых полос. В-третьих, Турчак и Занко предложили использовать Георгиевскую ленту в памятные даты России, однако к таковым отнесены, например, День российского студенчества и День крещения Руси, с которыми ленточка никак не связана. В-четвертых, предложение о наделении органов публичной власти полномочиями по определению способов использования Георгиевской ленты и ее изображения, с точки зрения правительства, может привести к различной правоприменительной практике в случае привлечения к ответственности за ее публичное осквернение.

Правовое управление аппарата Госдумы также отметило, что требование об использовании ленточки при проведении мероприятий повлечет расходы региональных бюджетов, поэтому нужно уточнить срок вступления закона в силу.

Несмотря на эту критику, в поддержку законопроекта поступило 95 отзывов законодательных и исполнительных органов государственной власти от 69 субъектов Российской Федерации. Поэтому комитет решил дать авторам возможность доработать инициативу.

На следующий день тот же текст законопроекта комитет рассмотрел еще раз и рекомендовал принять его в первом чтении, несмотря на замечания.

Отметим, что отсутствие законодательного закрепления правового статуса Георгиевской ленты не мешает правоохранительным органам рассматривать ее как символ воинской славы. Так, один из известных нам случаев преследования по ч. 3 ст. 354.1 УК связан с использованием ленточки как символа участников конфликта на юго-востоке Украины. В других случаях видоизмененная ленточка использовалась как средство критики политического курса российских властей. На наш взгляд, в подобных контекстах она не может однозначно рассматриваться как символ победы в Великой Отечественной войне.

Напомним также, что мы выступали против введения в УК статьи 354.1 УК о реабилитации нацизма, поскольку считаем такую норму излишней. Уголовное преследование, на наш взгляд, может следовать за пропаганду насилия (в частности, геноцида), ненависти и дискриминации, однако все это уже запрещено другими нормами, которые защищают отдельных людей и групп лиц. Что же касается абстрактных объектов – дней воинской славы и памятных дат, а также символов воинской славы, – то неясно, почему ради их защиты от проявлений критики, даже крайних, людей следует подвергать уголовному преследованию. Напомним также, что в Замечании общего порядка № 34 к ст. 19 (свобода мнений и их выражения) Международного пакта о гражданских и политических правах Комитет ООН по правам человека выражает обеспокоенность в связи с законами о таких действиях, как, в частности, неуважение к флагу и символике.

Ссылки на данную статью [4]