В пресс-конференции приняли участие крымские адвокаты Эмиль Курбединов и Эдем Семедляев, координатор Полевого правозащитного центра Александра Крыленкова, комиссионер Международной комиссии юристов Каринна Москаленко и адвокат Украинской национальной ассоциации адвокатов России Илья Новиков.
Эмиль Курбединов, адвокат Ахтема Чийгоза, Ильми Умерова и других, рассказал о том, что на полуострове оказывается серьёзное давление на активистов, выступающих против политики российских властей: "Если человек светский, его будут преследовать за сепаратизм, а если он мусульманин – обвинять в терроризме".
Напомним, после присоединения Крыма к России местные правоохранительные органы инициировали ряд уголовных дел против крымчан по ст. 280.1 УК о призывах к нарушению территориальной целостности РФ (эта статья, с нашей точки зрения, нарушает право на свободу слова) за критику присоединения. Кроме того, мусульмане полуострова столкнулись с преследованием за причастность к религиозно-политической партии "Хизб ут-Тахрир", которая в РФ признана террористической (как мы считаем, неправомерно), а на Украине не запрещена. По мнению Курбединова, многочисленные нарушения прав и свобод жителей полуострова происходят, в частности, из-за того, что российское антиэкстремистское законодательство не соответствует международным нормам.
С ним согласен и Эдем Семедляев, адвокат преследуемых по делу 26 февраля. Он отмечает, что многие его коллеги первое время опасались брать дела по "экстремистским" статьям, считая эти дела слишком политизированными. Когда же профессиональное сообщество начало с ними работать и привлекать внимание к фактам нарушения прав, была перейдена новая грань: преследовать стали тех, кто защищает от преследования. В качестве примера Семедляев напомнил о том, что адвоката Николая Полозова, защищавшего Умерова и Чийгоза, 25 января 2017 года вызывали на допрос в ФСБ, а Эмиль Курбединов в январе 2017 отбыл 10 суток административного ареста за репост фотографий и видео с митинга "Хизб ут-Тахрир", сделанный в 2013 году, когда на территории Крыма как части Украины, деятельность организации не была запрещена.
Каринна Москаленко продолжила тему нарушений статуса адвокатской неприкосновенности. Особенное внимание она привлекла к проблеме обысков в адвокатских бюро, которые нарушают принцип профессиональной тайны. Такие обыски происходили и в Центральной коллегии адвокатов Симферополя – в офисе Курбединова и Семедляева. Она подчеркнула, что позиция ЕСПЧ по этому вопросу остаётся неизменной: такого рода практики недопустимы.
Илья Новиков рассказал о том, что зачастую давление на адвокатов оказывается для того, чтобы снять с них статус защитника и ввести в дело в качестве свидетеля. Именно с такой целью адвокатов зачастую вызывают на допросы по делам, в которых они участвуют.
Александра Крыленкова подтвердила факты давления на адвокатов, правозащитников и активистов полуострова. Она также добавила, что преследование по антиэкстремистским статьям вписывается в более широкую картину грубого нарушения прав местных жителей и напомнила о трудностях с контрольно-пропускным режимом на границе и массовом выдворении жителей Крыма, не получивших российского гражданства.