Новости по теме

Прокуратура Крыма подала иск о запрете Меджлиса

Меджлис обвиняется в осуществлении экстремистской деятельности.


15 февраля 2016 года прокурор Крыма Наталья Поклонская вручила заместителю председателя Меджлиса крымскотатарского народа Нариману Джелялову копию иска в Верховный суд Республики Крым о запрете деятельности организации.

Поклонская требует запретить деятельность Меджлиса на основании ст. 9 закона о противодействии экстремистской деятельности (ответственность общественных и религиозных объединений, иных организаций за осуществление экстремистской деятельности). В иске указан целый ряд высказываний и действий руководителей и членов Меджлиса, которые прокуратура считает экстремистскими. Так, по ее мнению, принятая в 1991 году Декларация о национальном суверенитете крымскотатарского народа пропагандирует превосходство по национальному признаку. В иске Поклонская отмечает, что Меджлис участвовал в уничтожении имущества монастыря в Бахчисарае в 2004 году и блокировал работу органов власти в ходе нескольких акций, начиная с 2008 года. Упоминаются также уголовное дело против замглавы Меджлиса Ахтема Чийгоза о массовых беспорядках в Симферополе и дело против Рефата Чубарова, возбужденное в связи с его интервью.

В иске отмечается, что члены Меджлиса принимали участие в блокировании КПП в Армянске в мае 2014 года с применением физической силы. Еще одним поводом для требования запретить Меджлис послужило то, что он одобрил блокаду Крыма со стороны Украины, отдельные члены Меджлиса имели отношение к организации этой акции на Украине, а Чубаров в ходе акции призывал к "деоккупации" Крыма и его возвращению в состав Украины.

Тем не менее, этих оснований, с нашей точки зрения, недостаточно для запрета организации. Что касается дела Чийгоза, то столкновения в Симферополе происходили до присоединения Крыма к Российской Федерации, то есть не подпадают под юрисдикцию российского суда. То же самое справедливо и для упомянутых акций Меджлиса 2000-х годов, правомерность которых оценивалась еще украинскими правоохранительными органами.

Высказывания Чубарова, которые стали поводом к возбуждению уголовного дела о сепаратизме, следует воспринимать скорее как фигуру речи, чем призыв к войне. Кроме того, по нашему мнению, невозможно обвинять в сепаратизме человека, который не признал присоединение. Мы считаем, что вопрос о присоединении Крыма, ясный с точки зрения российских законов, не столь ясен с точки зрения международного права, а люди, невольно ставшие жителями России именно в результате этих событий, должны иметь право иметь свою точку зрения в этом споре.

Блокада действительно является незаконной акцией, но осуществляется на территории другого государства и не имеет отношения к функционированию Меджлиса как организации на территории Крыма.

Ссылки на данную статью [25]