Новости по теме

В Госдуму внесен пакет законопроектов о частичной декриминализации ст. 282 УК

Предлагается ввести механизм административной преюдиции: за возбуждение ненависти и унижение достоинства предусмотрено преследование по новой статье КоАП, а уголовная ответственность по ст. 282 УК будет наступать лишь в случае повторного правонарушения в течение года или при наличии отягчающих обстоятельств.

3 октября 2018 года Владимир Путин внес в Госдуму пакет из двух законопроектов, "О внесении изменения в статью 282 Уголовного кодекса Российской Федерации" и "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", направленных на введение механизма административной преюдиции к ч. 1 ст. 282 УК о возбуждении ненависти.

В Кодекс об административных правонарушениях предлагается внести ст. 20.31 (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства), диспозиция которой практически совпадает с ч. 1 ст. 282 УК, но содержит оговорку: "если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния" (иначе по-прежнему будет применяться ст. 282 УК). Наказание за возбуждение ненависти и унижение достоинства оказывается, естественно, ниже, чем в УК: граждан предлагается штрафовать на 10-20 тысяч рублей, отправлять на обязательные работы сроком до 100 часов или под арест на срок до 15 суток. Вводится ответственность и для юридических лиц: для них предусмотрен штраф в размере 250-500 тысяч рублей. Речь может идти, к примеру, о компаниях-владельцах сайтов и редакциях СМИ.

Саму ст. 282 УК предлагается сохранить в прежнем виде, за исключением того, что диспозиция статьи повторяется в обеих ее частях, но в первую вводится оговорка о том, что ответственность по этой статье наступает после "привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние в течение одного года". Ко второй части статьи, которая применяется в случае наличия отягчающих обстоятельств, механизм административной преюдиции относиться не будет. Наказание по обеим частям статьи остается неизменным.

Отметим, что если законопроект будет принят, возникнет вопрос о прекращении уголовного преследования по ранее возбужденным делам и пересмотре ранее вынесенных решений, подпадающих под состав новой административной статьи. Здесь следует учитывать положения ст. 10 УК, которая гласит, что "уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость" и что "если новый уголовный закон смягчает наказание за деяние, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым уголовным законом".

Отсюда следует, что обвиняемые и осужденные, с которых не снята судимость, могут добиваться пересмотра своих дел; с этой целью, вероятно, следует обращаться с надзорными жалобами в Верховный суд. Поскольку речь идет лишь о частичной декриминализации соответствующей статьи, при применении ст. 10 УК могут возникать определенные коллизии, разрешение которых будет зависеть от позиции ВС. С другой стороны, возможны и уточнения в виде поправок к законопроекту в ходе его рассмотрения в Госдуме.

Центр "Сова" приветствует предложение о введении административной преюдиции для ст. 282. Эта мера позволит обвиняемым в возбуждении ненависти избежать чрезмерно сурового наказания и судимости. Однако нужно иметь в виду, что процедуры возбуждения дел об административных правонарушениях и доказывания при их рассмотрении значительно проще, чем в уголовном судопроизводстве, поэтому в целом можно ожидать значительного роста количества преследований за возбуждение ненависти, большая часть которых будет осуществляться в рамках КоАП. Сократить потенциальный размах преследований, возможно, сможет тот факт, что, согласно законопроекту, правом возбуждать административные дела по ст. 20.31 КоАП будет наделена лишь прокуратура.

Кроме того, следует отметить, что большое количество эксцессов, связанных с применением этой статьи и других антиэкстремистских норм, связано с недостатками их формулировок и соответствующих формулировок закона "О противодействии экстремистской деятельности". Мы неоднократно обращали внимание на эти недостатки (с нашим мнением можно ознакомиться, к примеру, здесь). Внесенные законопроекты, к сожалению, никак не нацелены на уточнение и исправление сомнительных положений антиэкстремистского законодательства.

Напомним, вопрос о реформировании антиэкстремистского законодательства и изменении правоприменительной практики был поднят в июне во время "Прямой линии" с президентом. По поручению Путина проект возможных изменений готовил Общероссийский народный фронт (ОНФ). Свой проект предложил и Совет по правам человека при президенте. В конце сентября Верховный суд выступил с новыми рекомендациями по правоприменению в этой сфере (наш комментарий к постановлению ВС опубликован здесь).

Ссылки на данную статью [16]