9 октября 2018 года Общероссийский народный фронт сообщил, что его эксперты "совместно со всеми заинтересованными сторонами продолжат работу по борьбе с необоснованным привлечением к ответственности по статье 282 Уголовного кодекса Российской Федерации" и анализ "ситуации с необоснованным привлечением к ответственности за репосты", чтобы "экспертные предложения не остались на бумаге".
Как заявляет ОНФ, среди актуальных вопросов, которыми он намерен заняться, – "отмена наказания за простую демонстрацию нацистской символики и привлечение людей к ответственности только тогда, когда она сопряжена с пропагандой". Под пропагандой эксперты ОНФ "предлагают понимать распространение материалов и информации, направленных на формирование у людей идеологии нацизма, убежденности в ее привлекательности, представления о допустимости такой деятельности".
Кроме того, ОНФ полагает, что "правительству РФ необходимо разработать и обеспечить внедрение владельцами социальных сетей информационной системы оперативного выявления экстремистских материалов, которая будет основана на федеральном списке экстремистских материалов и позволит предупреждать пользователя социальной сети (или сайта) об экстремистском характере текста или иллюстрации, но при этом сохранять за пользователем право на публикацию, но уже на свой страх и риск". В ОНФ обратили внимание на несовершенство Федерального списка экстремистских материалов как механизма предупреждения совершения правонарушений.
ОНФ также заявил о необходимости "изменить подход к ведению перечня физических лиц, причастных к экстремистской или террористической деятельности", то есть, списка Росфинмониторинга. Рабочая группа обратила внимание на то, что попасть в список можно просто по факту возбуждения уголовного дела, до вынесения приговора, "при этом финансовые ограничения одинаково применяются как к лицам, финансирующим терроризм, так и к лицам, привлекаемым к ответственности за высказывания в сети Интернет". В ОНФ предлагают "дифференцировать применение таких ограничений в зависимости от вида инкриминируемого гражданину преступления", а также обязать Росфинмониторинг "автоматически исключать граждан из этого перечня при возникновении соответствующих оснований (поскольку сами граждане зачастую не осведомлены о порядке действий по исключению из него)".
По словам координатора законодательных инициатив ОНФ в Госдуме Натальи Костенко, "за время работы над докладом президенту России по анализу правоприменительной практики в ОНФ поступали различные предложения, в том числе от представителей научного и адвокатского сообщества, различных ведомств, организаций и простых неравнодушных граждан". Эти идеи, заверяет Костенко, были изучены и проработаны экспертами ОНФ, а предложенные ими меры помогут свести к минимуму "перегибы на практике".
Напомним, вопрос о реформировании антиэкстремистского законодательства и изменении правоприменительной практики был поднят в июне во время "Прямой линии" с президентом. По поручению Путина ОНФ готовил проект возможных изменений. Свой проект предложил и Совет по правам человека при президенте. В конце сентября Верховный суд выступил с новыми рекомендациями по правоприменению в этой сфере (наш комментарий к постановлению ВС опубликован здесь). 3 октября президент внес в Госдуму законопроект о частичной декриминализации ст. 282 УК.