Новости по теме

Профильный комитет Госдумы одобрил президентский пакет законопроектов о частичной декриминализации ст. 282 УК

Комитет Госдумы по госстроительству и законодательству рекомендовал депутатам рассмотреть законопроекты в первом чтении 15 ноября.

13 ноября 2018 года Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству одобрил пакет из двух законопроектов, "О внесении изменения в статью 282 Уголовного кодекса Российской Федерации" и "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", направленных на введение механизма административной преюдиции к ч. 1 ст. 282 УК о возбуждении ненависти. Пакет законопроектов, внесенных в Думу президентом Путиным 3 октября 2018 года, рекомендован к рассмотрению в первом чтении 15 ноября.

Президентский проект предполагает внесение в Кодекс об административных правонарушениях новой ст. 20.3(возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства), диспозиция которой практически совпадает с ч. 1 ст. 282 УК, но содержит оговорку: "если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния" (иначе по-прежнему будет применяться ст. 282 УК). По новой административной статье граждан предлагается штрафовать на 10-20 тысяч рублей, отправлять на обязательные работы сроком до 100 часов или под арест на срок до 15 суток. Вводится ответственность и для юридических лиц (речь может идти, к примеру, о компаниях-владельцах сайтов и редакциях СМИ): для них предусмотрен штраф в размере 250-500 тысяч рублей. Саму ст. 282 УК предлагается сохранить в прежнем виде, за исключением того, что диспозиция статьи повторяется в обеих ее частях, но в первую вводится оговорка о том, что ответственность по этой статье наступает после "привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние в течение одного года". Ко второй части статьи, которая применяется в случае наличия отягчающих обстоятельств, механизм административной преюдиции относиться не будет. Наказание по обеим частям статьи менять не предлагается.

Комитет Госдумы по госстроительству и законодательству в своем заключении на законопроекты отметил, что "принятие проектируемых изменений будет способствовать гуманизации уголовного законодательства Российской Федерации в части, касающейся ответственности за действия, связанные с возбуждением ненависти". Думский Комитет по информационной политике, информационным технологиям и связи, выступающий в данном случае в роли соисполнителя, также поддержал концепцию законопроектов, отметив их соответствие постановлению Верховного суда о практике по делам экстремистской направленности, и заявил, что их "принятие будет способствовать справедливому рассмотрению данной категории дел".

Центр "Сова" приветствует предложение о введении административной преюдиции для ст. 282, поскольку эта мера позволит обвиняемым в возбуждении ненависти избежать чрезмерно сурового наказания и судимости. Тем не менее, мы опасаемся значительного роста количества преследований за возбуждение ненависти, большая часть которых будет осуществляться в соответствии с упрощенной процедурой, предусмотренной КоАП. Не исключено, впрочем, что сократить потенциальный размах преследований сможет тот факт, что, согласно законопроекту, правом возбуждать административные дела по ст. 20.31 КоАП будет наделена лишь прокуратура.

"Сова" также отмечает, что большое количество эксцессов, связанных с применением ст. 282 УК и других антиэкстремистских норм, связано с недостатками их формулировок и соответствующих формулировок закона "О противодействии экстремистской деятельности". Мы неоднократно обращали внимание на эти недостатки (с нашим мнением можно ознакомиться, к примеру, здесь). Внесенные законопроекты, к сожалению, никак не нацелены на уточнение и исправление сомнительных положений антиэкстремистского законодательства.

Напомним, вопрос о реформировании антиэкстремистского законодательства и изменении правоприменительной практики был поднят в июне во время "Прямой линии" с президентом. По поручению Путина проект возможных изменений готовил Общероссийский народный фронт (ОНФ). Свой проект предложил и Совет по правам человека при президенте. В конце сентября Верховный суд выступил с новыми рекомендациями по правоприменению в этой сфере (наш комментарий к постановлению ВС опубликован здесь).

 

Ссылки на данную статью [8]