Новости по теме

Профильный комитет рекомендовал Госдуме принять во втором чтении пакет законопроектов о частичной декриминализации ст. 282 УК

Комитет Госдумы по госстроительству и законодательству обсудил вопрос о президентском пакете законопроектов на заседании 11 декабря. 

11 декабря 2018 года Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рекомендовал принять во втором чтении пакет законопроектов о частичной декриминализации состава ст. 282 УК (возбуждение ненависти). Ожидается, что Дума рассмотрит пакет во втором чтении 18 декабря, а в третьем - 19 декабря.

Напомним, 15 ноября 2018 года Госдума приняла в первом чтении пакет из двух законопроектов, "О внесении изменения в статью 282 Уголовного кодекса Российской Федерации" и "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", направленных на введение механизма административной преюдиции к ч. 1 ст. 282 УК. Пакет законопроектов, внесенных в Думу президентом Путиным 3 октября 2018 года. Президентский проект предполагает внесение в Кодекс об административных правонарушениях новой ст. 20.3(возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства), диспозиция которой практически совпадает с ч. 1 ст. 282 УК, но содержит оговорку: "если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния" (иначе по-прежнему будет применяться ст. 282 УК). По новой административной статье граждан предлагается штрафовать на 10-20 тысяч рублей, отправлять на обязательные работы сроком до 100 часов или под арест на срок до 15 суток. Вводится ответственность и для юридических лиц (речь может идти, к примеру, о компаниях-владельцах сайтов и редакциях СМИ): для них предусмотрен штраф в размере 250-500 тысяч рублей. Саму ст. 282 УК предлагается сохранить в прежнем виде, за исключением того, что диспозиция статьи повторяется в обеих ее частях, но в первую вводится оговорка о том, что ответственность по этой статье наступает после "привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние в течение одного года". Ко второй части статьи, которая применяется в случае наличия отягчающих обстоятельств, механизм административной преюдиции относиться не будет. Наказание по обеим частям статьи менять не предлагается. Подробнее о законопроектах мы писали здесь.

Комитет Госдумы по государственному строительству и законодательству также рекомендовал в рамках поправок ко второму чтению внести в текст соответствующего законопроекта положение об установлении годичного срока давности привлечения к административной ответственности по ст. 20.3 (в отличие от установленного в настоящее время для административных правонарушений, требующих рассмотрения в суде, срока в три месяца). Как пояснил глава комитета Павел Крашенинников, это обусловлено необходимостью проведения надлежащего административного расследования и других процессуальных действий, требующих времени, в том числе, экспертизы. О судьбе предложений уполномоченного по правам человека в России Татьяны Москальковой и Совета по правам человека при президенте по внесению поправок ко второму чтению не сообщается.

Напомним, вопрос о реформировании антиэкстремистского законодательства и изменении правоприменительной практики был поднят в июне во время "Прямой линии" с президентом. По поручению Путина проект возможных изменений готовил Общероссийский народный фронт (ОНФ). Свой проект предложил и Совет по правам человека при президенте. В конце сентября Верховный суд выступил с новыми рекомендациями по правоприменению в этой сфере (наш комментарий к постановлению ВС опубликован здесь).
Ссылки на данную статью [4]