Новости по теме

В Госдуму внесена очередная инициатива по внесудебной блокировке информации в сети

6 декабря 2014 года парламент Республики Северная Осетия-Алания внес в Госдуму законопроект "О внесении изменения в статью 15-1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и защите информации"".

Авторы законопроекта предлагают дополнить ч. 5 ст. 15-1 ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации" подпунктом, согласно которому основанием для включения сайта в Единый реестр запрещенных сайтов является распространение "экстремистских материалов, а также информации, пропагандирующей расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду либо ненависть или вражду в отношении какой-либо социальной группы". Экстремистские материалы и информация, возбуждающая ненависть, при этом оказываются в одном ряду с детской порнографией, пропагандой наркотиков и другой информацией, решение о внесении которой в реестр принимают уполномоченные правительством органы исполнительной власти.

Отметим, что авторы законопроекта упустили из виду наличие в ч. 5 ст. 15-1 пункта, согласно которому основанием для включения сайта в реестр является также распространение информации, запрещенной согласно вступившему в силу решению суда, а именно таковой информацией и являются экстремистские материалы.

Что касается информации, возбуждающей ненависть, но не ставшей до сих пор экстремистским материалом, выносить решение о ее блокировке должны, согласно законопроекту, не суды, а уполномоченные органы исполнительной власти, не ясно только, какие, Роскомнадзор или прокуратура. Таким образом, фактически мы имеем дело с расширением закона Лугового, по которому в ведение Генпрокуратуры был передан вопрос о блокировке призывов к экстремистской деятельности и участию в несанкционированных публичных мероприятиях. Отметим, что вопрос о том, какая информация возбуждает ненависть, представляет при этом опасность и заслуживает удаления из сети, а какая нет, является весьма сложным и безусловно требующим судебного разбирательства, тем более, что в Уголовном кодексе предусмотрена статья, карающая за возбуждение ненависти.

Принятие данного законопроекта, с нашей точки зрения, неизбежно приведет к злоупотреблениям и представляет собой явную угрозу свободе слова.

Ссылки на данную статью [1]