Нормотворчество
Декабрьские законодательные инициативы были направлены на всемерное расширение и углубление борьбы с экстремизмом и терроризмом. Очевидно, законодатели не видят необходимости бороться с причинами этих явлений и считают возможным устранить их лишь с помощью запугивания. Такая практика едва ли оправдает себя, зато значительно возрастет количество злоупотреблений правоохранительных органов и тяжесть их последствий.
Пальма первенства в этой борьбе, безусловно, принадлежит депутатам чеченского парламента, которые готовятся внести в Госдуму законопроект, согласно которому карать за преступления против общественной безопасности (к которым относится, кстати, не только терроризм, но и, скажем, вандализм или хулиганство) надлежит по всей строгости без оглядки на существующие нормы права – вплоть до смертной казни, и не только преступников, но и их родственников. Таким образом, законотворцы из Чечни предлагают более радикальный вариант уже лежащей в Госдуме инициативы о преследовании родственников террористов.
Государственная Дума между тем приняла во втором и третьем чтениях законопроект, запрещающий лицам, входившим в руководство организаций, признанных террористическими или экстремистскими, основывать новые объединения в течение десяти лет.
Минкомсвязи взялось за "пропаганду терроризма и экстремизма" и разработало законопроект о введении административной ответственности для СМИ за "производство и выпуск продукции <…>, содержащей публичные призывы к осуществлению террористической деятельности и (или) материалы, публично оправдывающие терроризм, и (либо) другие материалы, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности". Размер штрафов предусматривается от 100 тысяч до 1 миллиона рублей с конфискацией предмета административного правонарушения. При этом никак не оговорено, как эта административная ответственность соотносится с уголовной по соответствующим статьям УК. Также предполагается увеличить размеры штрафа по ст. 20.29 КоАП (массовое распространение экстремистских материалов) для юридических лиц, он должен составить от 100 тысяч до 1 миллиона рублей.
Парламент Северной Осетии внес в Госдуму законопроект с предложением распространить закон о внесудебной блокировке информации в сети ("закон Лугового") на материалы, возбуждающие ненависть, но еще не признанные судом экстремистскими. Отметим, что вопрос о том, какая информация возбуждает ненависть, представляет при этом опасность и заслуживает удаления из сети, а какая нет, является весьма сложным и безусловно требует судебного разбирательства, так как такие материалы могут рассматриваться и по ст. 282 УК.
Уголовное преследование
Против экоактивиста Валерия Бриниха, председателя адыгейской республиканской организации Всероссийского общества охраны природы, в середине месяца было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 282 УК за публикацию на сайте "За Краснодар" статьи "Молчание ягнят" о загрязнении окружающей среды свиноводческим комплексом ЗАО "Киево-Жураки АПК". Возможно, подозреваемым по этому уголовному делу является и администратор сайта "За Краснодар" Виталий Исаенко. В Майкопском городском суде рассматривается заявление прокуратуры Республики Адыгея о признании статьи экстремистской. Прокуратура сочла, что автор статьи "разжигает национальную рознь и сеет вражду", а также "призывает к осуществлению экстремистской деятельности". Однако признаков возбуждения розни и призывов к экстремистской деятельности в статье не обнаружилось. Очевидно, в данном случае, местные власти использовали статью Бриниха как предлог для оказания давления на активиста, ведь владельцем свиноводческого комплекса является член Совета Федерации Вячеслав Дерев. В последнее время власти юга России особенно активно преследуют экоактивистов, в том числе выдвигая против них уголовные обвинения.
Смоленский областной суд повторно рассмотрел дело депутата Смоленского городского совета Андрея Ершова, оскорбившего бывших малолетних узников нацистских лагерей и признанного виновным по ч. 1 ст. 282 УК в унижении достоинства по признаку принадлежности к определенной социальной группе. На этот раз областной суд утвердил приговор Смоленского городского суда в отношении Ершова, однако отменил назначенный ему штраф за истечением сроков давности. При этом, согласно решению городского суда, Ершов должен будет выплатить по 10 тысяч рублей в пользу двоих истцов по гражданскому делу против за нанесение им морального ущерба. Выплата компенсации в данном случае более чем уместна, хотя сумма и не является значительной. Вообще, мы считаем, что в подобных случаях вполне уместно разбирательство в рамках гражданского процесса.
Первоуральский городской суд Свердловской области рассматривает дело по ч. 1 ст. 282 УК в отношении Эльвиры Султанахметовой, которая обвиняется в возбуждении религиозной розни. По версии обвинения, Султанахметова, отвечая на интернет-опрос "Может ли мусульманин отмечать Новый год?", ссылаясь на Коран, высказалась против празднования. При этом она призывала мусульман не только не справлять Новый год, но и не носить георгиевские ленты и не красить пасхальные яйца, как это делают "гнусные язычники". Поздравление "С Новым годом!" Султанахметова сравнила с убийством или прелюбодеянием, а хоровод вокруг новогодней елки также сочла наследием некоего кровавого языческого ритуала. По нашему мнению, преследование Султанахметовой неправомерно. Девушка не написала ничего, противоречащего многочисленным разъяснениям вопроса о допустимости этого праздника для приверженцев ислама, которые легко найти на мусульманских сайтах, и вообще не совершила ничего, что соответствует составу ст. 282 УК.
В Перми мировой суд приговорил шестерых последователей турецкого богослова Саида Нурси по чч. 1 и 2 ст. 282.2 УК за продолжение деятельности религиозного объединения "Нурджулар" к штрафам в размере от 30 до 100 тысяч рублей. В Ростове-на-Дону Октябрьский районный суд приговорил Гаджибека Исмаилова, изучавшего книги Нурси вместе с несколькими знакомыми, к штрафу в размере 130 тысяч рублей по ч. 1 ст. 282.2. Как сообщает ФСБ, у Исмаилова было изъято около тысячи экземпляров сочинений Нурси. Мы считаем неправомерным запрет трудов Нурси, которые не содержат каких-либо крайних высказываний, а также организации "Нурджулар", которой в России и не существовало, и выступаем против преследования отдельных верующих, изучающих книги Нурси.
В Казани к значительным срокам лишения свободы (от 3,5 до 6,5 лет) были приговорены трое участников пикета против дискриминации мусульман и автопробега с флагами "Хизб ут-Тахрир". Они были признаны виновными по чч. 1 и 2 ст. 282.2 УК в продолжении деятельности запрещенной партии "Хизб ут-Тахрир", а также по п. "в" ч. 2 ст. 282 УК (возбуждение ненависти в составе организованной группы). С нашей точки зрения, приговор неправомерен в части, относящейся к ст. 282 УК: демонстрация флага с шахадой, сама по себе не унижает ничье достоинство и ни к кому не возбуждает ненависть. То же относится к протестам против преследований мусульман. Кроме того, одного из фигурантов дела признали виновным в заведомо ложном доносе о совершении преступления по ч. 1 ст. 306 УК. Если суд счел таковым открытое обращение к президенту Татарстана Рустаму Минниханову, это - явное злоупотребление.
Ростовский областной суд отменил решение Таганрогского городского суда по "делу 16-ти" Свидетелей Иеговы из Таганрога и направил дело на новое рассмотрение. Решение суда первой инстанции оспаривали обе стороны: Свидетели Иеговы, признанные виновными по чч. 1 и 2 ст. 282.2 УК в продолжении деятельности ликвидированной таганрогской общины, требовали полного оправдания, а прокуратура подавала в вышестоящую инстанцию жалобу с требованием отменить приговор как слишком мягкий. Текст решения областного суда нам пока неизвестен, соответственно, неясно, чья жалоба удовлетворена. Напомним, семеро подсудимых были приговорены к условным срокам и/или штрафу, девять человек оправданы. Мы расцениваем преследование Свидетелей Иеговы в России как дискриминацию по религиозному признаку.
Административное преследование
В декабре нам стало известно о пяти административных делах, неправомерно возбужденных по ст. 20.29 КоАП за распространение запрещенных материалов или хранение таковых с целью распространения. За популярный видеоролик сторонников Алексея Навального "Припомним Жуликам и Ворам их Манифест-2002" привлечена к ответственности известная в Казани общественная активистка Лилия Желтухина; в Чебоксарах на тысячу рублей оштрафовали местного блогера Сергея Петрова за одно лишь упоминание в статье экстремистского лозунга; в Новгороде штраф грозит уроженцу Марокко, давшему на своей странице в социальной сети "ВКонтакте" ссылку на книгу Эльмира Кулиева "На пути к Корану"; предпринимательница из Грозного Сацита Чукуева была оштрафована на тысячу рублей за то, что в ее магазине был обнаружен сборник молитв "Крепость мусульманина"; в Бийске (Алтайский край) владелец магазина заплатил вдвое дороже за продажу брошюры Свидетелей Иеговы "Познание, ведущее к вечной жизни".
За прошедший месяц мы отметили два случая неправомерного преследования по ст. 20.3 КоАП (пропаганда или демонстрирование экстремистской символики). Общественный активист из Благовещенска Амурской области Владислав Никитенко был привлечен к ответственности за то, что публиковал демотиваторы, содержавшие нацистскую символику, но направленные не на пропаганду нацизма, а на высмеивание обвинений Украины в фашизме. Житель Мурманска Дмитрий Гашута выкладывал в сеть символику "Правого сектора", но еще до запрета этой организации; его привлекли к ответственности, не указав предварительно на необходимость удалить запрещенное изображение, и приговорили к двум суткам административного ареста.
В Кош-Агачском районе Республики Алтай возбудили административное дело по ч. 1 ст. 5.35 КоАП (неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних) в отношении родителей ребенка, обучающегося в киргизском медресе, где, по данным прокуратуры, преподавание ведется с позиций запрещенного в России религиозного движения "Таблиги Джамаат". Родители не предпринимали попыток прекратить обучение своего ребенка в этом учебном заведении. Напомним, мы считаем неправомерным запрет движения "Таблиги Джамаат", поскольку его участники не проповедуют насилие и не существует свидетельств того, что они причастны к насильственной практике.
Запрет организаций и материалов за экстремизм и другие государственные и общественные действия
Прокуратура Краснодарского края в середине декабре подала в краевой суд исковое заявление о признании экстремистской и ликвидации местной религиозной организации Свидетелей Иеговы в Абинске. Прокуратура основывает иск на том, что некий член абинской общины Свидетелей Иеговы был привлечен к административной ответственности за распространение запрещенных брошюр, организации было объявлено предупреждение о недопустимости экстремистской деятельности, однако члены организации продолжали распространять религиозную литературу. Это уже третья известная нам попытка запрета местной организации Свидетелей Иеговы как экстремистской: ранее была ликвидирована упоминавшаяся выше таганрогская община, а попытки прокуратуры ликвидировать общину в Горно-Алтайске не увенчались успехом.
Между тем, Верховный суд РФ признал экстремистским сайт Свидетелей Иеговы jw.org. Кроме того, были запрещены размещенные на сайте брошюры "Чему на самом деле учит Библия?", "Приближайся к Иегове" и "Приходи и следуй за мной". При этом Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России не был поставлен в известность о рассмотрении дела о запрете сайта и брошюр в Верховном суде. Ранее, в мае 2014 года Тверской областной суд повторно отказался утвердить решение Центрального районного суда Твери о запрете сайта и брошюр. Тогда прокуратура Тверской области обратилась в Верховный суд, который и удовлетворил иск.
Между тем, Октябрьский районный суд Белгорода рассматривает иск прокуратуры о признании экстремистскими материалами трех брошюр Свидетелей Иеговы: "Сын „хочет открыть“ отца", "Безопасна ли ваша пища" и "Была ли жизнь создана".
Во второй половине декабря Роскомнадзор по распоряжению Генпрокуратуры блокировал десятки сайтов и отдельных страниц, содержавших информацию о планирующейся акции в поддержку Алексея и Олега Навальных в связи с вынесением им приговора по делу "Ив Роше". Напомним, согласно "закону Лугового", Генпрокуратура, получив информацию о существовании в сети страницы, содержащей призывы к массовым беспорядкам, экстремистской деятельности и просто "участию в публичных массовых мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка", может обратиться в Роскомнадзор и обязать его в срочном порядке потребовать удаления этой информации или блокировать ее. С нашей точки зрения, неправомерно само положение "закона Лугового" о блокировке информации о несанкционированных мероприятиях, поскольку тот факт, что мероприятие не разрешено, не дает основания к тому, чтобы запретить сообщения о нем. Речь идет о явном нарушении права на свободу слова. Тем более неправомерно требование блокировать сообщения о мероприятиях, в отношении которых властями не было принято никакого решения. По требованию российских властей социальная сеть Facebook также закрыла для российских пользователей доступ к группе с анонсом схода в поддержку Навальных, но не стала блокировать новые подобные страницы.