Новости по теме

Санкции в отношении руководителей образовательных учреждений. Часть 9

В марте 2008 года Рособразование (позднее упраздненное и переформированное в Минобрнауки) снабдило все российские школы пакетами лицензионного программного обеспечения, в которые входит программа контентной фильтрации доступа в интернет. Как оказалось, эта программа не справляется с поставленной задачей, что было выяснено в результате прокурорских проверок по всей стране. 

Совершенно очевидно, что вина за то, что школьники, несмотря на фильтры доступа, имеют возможность посещать со школьных компьютеров неонацистские и другие неподобающие сайты, лежит не только на школах, не обновляющих с необходимой регулярностью программное обеспечение, но и на Минобрнауки, установившем недостаточно эффективный продукт. Отметим, что далеко не все пункты Федерального списка экстремистских материалов оформлены таким образом, что их можно использовать как руководство к действию (иногда, если речь идет о сайте, его адрес может быть отражен не полностью или даже вовсе отсутствовать, а названия книг и статей приводятся без выходных данных). 

Кроме того, мы не можем не отметить, что сама по себе идея бороться при помощи фильтров с экстремизмом в школах нам кажется неверной. Во-первых, любой фильтр может быть при желании обойден, а во-вторых, в принципе невозможно составить исчерпывающий список адресов и ключевых слов.

Тем не менее, прокуратуры повсеместно и регулярно наказывают за это местных чиновников и руководство школ. Мы считаем, что за несовершенство системы контентной фильтрации должно отвечать Минобрнауки, а нерадивость руководства школ, не обновляющих программу, – проблема скорее трудовой дисциплины, чем охраны правопорядка. Аналогичным образом мы относимся к претензиям прокуратур к руководству образовательных учреждений по поводу доступа к ресурсам из Единого реестра запрещенных сайтов - в тех случаях, когда известно о попытках школы или вуза пресечь этот доступ. 

Мы объединили подобные случаи в единый список, первая часть которого охватывает период с декабря 2009 по июнь 2011 года, вторая – период с июля 2011 года по июнь 2012-го, третья – с июня 2012 года по ноябрь 2013-го, четвертая – с ноября 2013 года по конец 2014-го, пятая – с января по декабрь 2015 года, шестая – с января по декабрь 2016 года, седьмая – с января по декабрь 2017 года, восьмая – с января по декабрь 2018 года. Продолжение этого списка – перед вами. 



  • 3 декабря 2019 года прокуратура города Котовска Тамбовской области в результате проверки в одном из местных учебных заведений обнаружила, что на компьютерах в учебных и административных помещениях есть доступ к сайтам с материалами, признанными экстремистскими. В адрес директора учреждения было внесено представление, а также требование привлечь ответственных к личной и дисциплинарной отвественности. Однако, по согласно сообщению прокуратуры, в школе были "установлены лица, ответственные за организацию указанной работы [с "Федеральным списком экстремистских материалов"] и определен порядок их работы с [признанными экстремистскими] документами". Из сообщения неясно, были ли в школах установлены контент-фильтры, однако мы исходим из того, что в противном случае прокуратура явно указала бы на их отсутствие. 

  • 18 июля 2019 года прокуратура Саратовской области сообщила, что суд удовлетворил иск прокуратуры Духовницкого района об обязании средней общеобразовательной школы им. Героя Советского Союза В. И. Лаврова в селе Горяйновке обеспечить надлежащую работу системы контентной фильтрации. В ходе проверки было установлено, что в школе организован неограниченный и круглосуточный доступ в интернет с использованием контент-фильтра. Однако проверяющим удалось через одну из поисковых систем удалось воспользоваться материалами сайта, на котором размещена видеозапись, включенная в Федеральный список экстремистских материалов.

  • 15 июля 2019 года прокуратура Челябинской области сообщила, что прокуратура города Коркино внесла в адрес ряда местных школ представления об устранении нарушений законодательства в связи с тем, что установленная на из компьютерах система контент-фильтрации не обеспечивает надлежащее блокирование экстремистских материалов. Сообщается, что по результатам рассмотрения представлений должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности, а нарушения устранены.

  • 15 июля 2019 года прокуратура Челябинской области сообщила, что суд удовлетворил иск прокуратуры Уйского района и оштрафовал руководителей двух местных школ на пять тысяч рублей каждого по ч. 1 ст. 6.17 КоАП (нарушение установленных требований распространения среди детей информационной продукции, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию) за то, что со школьных компьютеров был возможен доступ к материалам, признанным экстремистскими. Из сообщения неясно, были ли в школах установлены контент-фильтры, однако мы исходим из того, что в противном случае прокуратура явно указала бы на их отсутствие.

  • 5 июня 2019 года прокуратура Республики Алтай сообщила, что прокуратура Майминского района внесла представления директорам трех школ. По результатам проверки оказалось, что из компьютерных классов нескольких школ можно получить доступ к экстремистским материалам и другой нежелательной для информации, вредной для несовершеннолетних. Из сообщения неясно, были ли в школах установлены контент-фильтры, однако мы исходим из того, что в противном случае прокуратура явно указала бы на их отсутствие.

  • 27 мая 2019 года прокуратура Республики Алтай сообщила, что прокуратура Горно-Алтайска внесла представления в адрес директоров четырех городских образовательных учреждений. Поводом послужило то, что установленная на компьютерах в кабинетах информатики система контент-фильтрации не в полной мере ограничивала доступ к запрещенной информации, включая экстремистские материалы. Сообщается, что нарушения были устранены, три лица привлечено к дисциплинарной ответственности.

  • 24 мая 2019 года прокуратура Саратовской области сообщила, что директор Краснокутского зооветеринарного техникума был оштрафован на 5 тысяч рублей по ч. 1 ст. 6.17 КоАП (нарушение установленных требований распространения среди детей информационной продукции, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию) после того, как Краснокутская районная прокуратура выявила, что установленная на компьютерах учебного заведения система контент-фильтрации не в полной мере блокирует доступ к "информации экстремистского характера".

  • 20 мая 2019 года прокуратура Магадана в ходе проверки МБОУ СОШ №7 обнаружила, что в кабинете информатики компьютер позволяет получить доступ к книге  Б.С. Миронова "Русский национализм" (п. 4868 Федерального списка экстремистских материалов). Проверяющие заключили, что система контентной фильтрации применялась в школе "не в полном объеме", в связи с чем в адрес директора было внесено представление.

  • 6 мая 2019 года прокуратура Костромской области сообщила, что прокуратура Межевского района внесла представления директорам трех школ, где с компьютеров в кабинетах информатики можно было получить доступ к контенту, включенному в Федеральный список экстремистских материалов. Из сообщения неясно, были ли в школах установлены контент-фильтры, однако мы исходим из того, что в противном случае прокуратура явно указала бы на их отсутствие.

  • 30 апреля 2019 года прокуратура Челябинской области сообщила, что постановлением мирового судьи директору Миасского медицинского колледжа назначено наказание в виде штрафа в размере 5 тыс. рублей по ч. 1 ст. 6.17 КоАП (нарушение установленных требований распространения среди детей информационной продукции, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию). В ходе проверки прокуратура Миасса совместно с территориальным отделом УФСБ установила, что из учебной аудитории колледжа можно получить доступ к аудиозаписи, которая включена в Федеральный список экстремистских материалов. Из сообщения неясно, был ли в колледже установлен контент-фильтр, однако мы исходим из того, что в противном случае прокуратура указала бы на его отсутствие. Прокуратура также отметила в пресс-релизе, что ранее аналогичные штрафы были назначены руководителям трех образовательных учреждений (нам известно о двух штрафах в 2017 году и одном – в 2018-м; во всех случаях речь шла либо о медицинском, либо о геологоразведочном колледже).

  • 17 апреля 2019 года прокуратура Липецкой области сообщила, что Грязинская межрайонная прокуратура внесла представление в адрес директора Грязинского технического колледжа. Проверка показал, что в колледже всем посетителям предоставлялся беспроводной доступ к интернету, при этом пользователи могли получить доступ к экстремистским материалам, а также к ресурсам с информацией о способах суицидов и об изготовлении наркотических веществ. Из сообщения неясно, был ли в школе установлен контент-фильтр, однако мы исходим из того, что в противном случае прокуратура указала бы на его отсутствие.

  • 16 апреля 2019 года Северо-Западная транспортная прокуратура сообщила, что Архангельская транспортная прокуратура внесла представление директору Арктического морского института им. В. И. Воронина (филиала Государственного университет морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова). В ходе прокурорской проверки было установлено, что установленная в учреждении система контентной фильтрации работала неэффективно: она не предотвращала получение доступа к материалам, признанным экстремистскими.

  • 6 февраля 2019 года прокуратура Республики Марий Эл сообщила, что прокуратура Йошкар-Олы потребовала от руководителей трех школ города внести изменения в правила пользования интернетом. В этих локальных актах, утвержденных директорами школ, было указано, что "школа не несет ответственности за случайный доступ к информации, в том числе экстремистской направленности, не имеющей отношения к образовательному процессу и содержание которой противоречит законодательству Российской Федерации". С точки зрения прокуратуры, обязанность обеспечивать защиту от вредной для несовершеннолетних информации возложена на школы подп. 2 п. 6 ст. 28 ФЗ "Об образовании", в котором говорится о создании "безопасных условий обучения, воспитания обучающихся".

  • 28 января 2019 года прокуратура Вологодской области сообщила, что в 2018 году прокуратура Бабушкинского района в ходе проверки Бабушкинской средней общеобразовательной школы выявила, что учащиеся имели свободный доступ к вредной для несовершеннолетних информации, в том числе к экстремистским материалам. Какая меры прокурорского реагирования была избрана, не уточняется. Из сообщения неясно, был ли в школе установлен контент-фильтр, однако мы исходим из того, что в противном случае прокуратура более явно указала бы на его отсутствие.

  • 10 января 2019 года прокуратура Нижегородской области сообщила, что Сергачская межрайонная прокуратура установила в ходе проверки, что в двух общеобразовательных учреждениях Краснооктябрьского района на школьных компьютерах в кабинетах информатики не функционировали контент-фильтры. В результате дети имели доступ к экстремистским материалам. Главе администрации Краснооктябрьского района было внесено представление об устранении допущенных нарушений. Из сообщения не вполне понятно, были ли контент-фильтры установлены, однако мы исходим из того, что в противном случае прокуратура более явно указала бы на их отсутствие.

  • Ссылки на данную статью [8]