Новости по теме

Санкции в отношении руководителей образовательных учреждений. Часть 4

В марте 2008 года Рособразование (позднее упраздненное и переформированное в Минобрнауки) снабдило все российские школы пакетами лицензионного программного обеспечения, в которые входит программа контентной фильтрации доступа в интернет. Как оказалось, эта программа не справляется с поставленной задачей, что было выяснено в результате прокурорских проверок по всей стране. 

Совершенно очевидно, что вина за то, что школьники, несмотря на фильтры доступа, имеют возможность посещать со школьных компьютеров неонацистские и другие неподобающие сайты, лежит не только на школах, не обновляющих с необходимой регулярностью программное обеспечение, но и на Минобрнауки, установившем недостаточно эффективный продукт. Отметим, что далеко не все пункты Федерального списка экстремистских материалов оформлены таким образом, что их можно использовать как руководство к действию (иногда, если речь идет о сайте, его адрес может быть отражен не полностью или даже вовсе отсутствовать, а названия книг и статей приводятся без выходных данных). 

Кроме того, мы не можем не отметить, что сама по себе идея бороться при помощи фильтров с экстремизмом в школах нам кажется неверной. Во-первых, любой фильтр может быть при желании обойден, а во-вторых, в принципе невозможно составить исчерпывающий список адресов и ключевых слов.

Тем не менее, прокуратуры повсеместно и регулярно наказывают за это местных чиновников и руководство школ. Мы считаем, что за несовершенство системы контентной фильтрации должно отвечать Минобрнауки, а нерадивость руководства школ, не обновляющих программу, - проблема скорее трудовой дисциплины, чем охраны правопорядка. 

Мы объединили подобные случаи в единый список, первая часть которого охватывает период с декабря 2009 по июнь 2011, вторая часть - период с июля 2011 по июнь 2012 года, а третья часть - с июня 2012 года по ноябрь 2013-го. Продолжение этого списка - перед вами. 



  • 24 декабря 2014 года прокуратура Ставропольского края сообщила, что прокуратурой Степновского района было внесено два представления об устранении нарушений законодательства в адрес директоров двух общеобразовательных школ района. Поводом для внесения представлений послужило то, что, несмотря на установленные контент-фильтры, со школьных компьютеров мог быть осуществлен доступ к экстремистским материалам.

  • 22 декабря 2014 года прокуратура Тульской области сообщила, что Ефремовская межрайонная прокуратура внесла представления об устранении нарушений законодательства в адрес руководителей 14 школ Ефремовского района, 12 из которых уже были рассмотрены и удовлетворены, ответственные лица подверглись дисциплинарным взысканиям. Еще два представления - в адрес директоров Ключевской ОООШ №24 и Козьминской - пока не были рассмотрены. Поводом для внесения представлений послужило то, что, несмотря на установленные контент-фильтры, со школьных компьютеров мог быть осуществлен доступ к запрещенной информации, в том числе к экстремистским материалам.

  • 16 декабря 2014 года прокуратура Северного района Оренбургской области сообщила об иске в суд с требованием ограничить доступ к сайтам с "негативной" информацией, поданном в отношении администрации Соковской средней школы. Поводом для иска стало то, что, несмотря на установленные контент-фильтры, с школьных компьютеров, установленных в кабинете информатики и библиотек, был возможен доступ к запрещенным, в том числе экстремистским, сайтам.

  • 11 декабря 2014 года прокуратура ЗАТО Заречный Пензенской области сообщила о представлении об устранении нарушений, внесенном директору городского Информационно-библиотечного объединения. Поводом для санкции стало то, что с компьютеров, установленных в Центральной городской детской библиотеке, был возможен доступ к запрещенной информации, в том числе экстремистского содержания. Эпизод включен в нашу подборку, поскольку претензии здесь идентичны обычным претензиям к школам. Из сообщения прокуратуры неясно, были ли установлены на компьютерах контент-фильтры, однако мы исходим из того, что в противном случае прокуратура указала бы на их отсутствие.

  • 4 декабря 2014 года прокуратура Тамбовской области сообщила, что прокуратура Тамбовского района внесла представление об устранении нарушений законодательства в адрес Цнинской средней школы № 2 и ее филиале в селе Бокино. Поводом для внесения представления послужило то, что прокуратура сочла систему контент-фильтрации, установленную на школьных компьютерах неэффективной, поскольку с них мог быть осуществлен доступ к экстремистской книге в сети.

  • 18 ноября 2014 года стало известно о представлении, внесенном прокуратурой Турочакского района Республики Алтай по результатам проверки деятельности межпоселенческой библиотеки Дома творчества и досуга им. В.М. Башунова. Поводом для санкции стало, в частности то, что установленный на библиотечном компьютере контент-фильтр "надлежащим образом не препятствует доступу к запрещенным Интернет-ресурсам". Эпизод включен в нашу подборку, поскольку претензии к библиотеке здесь идентичны обычным претензиям к школам.

  • 11 ноября 2014 года стало известно, что Невельская межрайонная прокуратура Псковской области внесла представления директорам трех школ Невельского района, поскольку с школьных компьютеров имелся доступ к запрещенным материалам, в том числе внесенным в Федеральный список экстремистских материалов. В сообщении прокуратуры не говорится, были ли установлены на компьютерах контент-фильтры, однако мы исходим из того, что в противном случае прокуратура указала бы на их отсутствие.

  • 10 ноября 2014 года прокуратура Саратовской области сообщила, что прокуратура Краснокутского района внесла представления об устранении нарушения законодательства в адрес директоров трех школ района. Поводом послужило то, что, несмотря на наличие контент-фильтров, со школьных компьютеров был возможен доступ к запрещенной "Книге Единобожия" Салиха аль-Фавзана, неправомерно признанной экстремистской Бугурусланским городским судом в числе 17 других религиозных трудов.

  • 29 октября 2014 года прокуратура Липецкой области сообщила, что прокуратурой Тербунского района были внесены три представления об устранении нарушений законодательства в адрес директоров школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 8 вида № 6 села Вторые Тербуны, а также средних школ сел Большая Поляна и Казинка. Поводом послужило то, что система фильтрации, установленная на школьных компьютерах не в полной мере ограничивала доступ пользователей к запрещенной информации.

  • 16 октября 2014 года стало известно о представлениях, внесенных прокуратурой Красновишерского района Пермского края директорам Паршаковской и Бычинской школ района. Поводом для санкций стало то, что, несмотря на установленные на школьных компьютерах контент-фильтры, проверяющие смогли получить доступ к сайтам с запрещенной информацией.

  • 6 октября 2014 года прокуратура Чукотского автономного округа сообщила, что прокурорами Анадырского и Билибинского районов были внесены представления об устранении нарушений законодательства в адрес руководителей средней школы города Билибино и Центра образования поселка Угольные Копи, виновные лица были привлечены к дисциплинарной ответственности, нарушения устранены. Поводом послужило то, что в компьютерных классах образовательных учреждений была установлена система контент-фильтрации, которая не в полном объеме ограничивала доступ к запрещенной информации.

  • 6 октября 2014 года прокуратура Курганской области сообщила, что с начала 2014 года внесено 46 представлений в адрес руководителей образовательных учреждений, по результатам рассмотрения которых 68 ответственных должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности. Поводом послужило то, что, несмотря на установление специализированного программного обеспечения, с компьютеров ряда образовательных учреждений Кургана, Шадринска, Белозерского, Притобольного, Макушинского, Мокроусовского, Петуховского и других районов был возможен доступ к экстремистским материалам.

  • 3 октября 2104 года стало известно, что Холмская городская прокуратура Сахалинской области внесла представления директорам трех библиотеках Холмска и двух городских школ. Санкции были вызваны тем, что с компьютеров, установленных в библиотеках и школах, имелся доступ к материалам, внесенным в Федеральный список экстремистских материалов. Эпизод с библиотеками включен в нашу подборку, поскольку претензии здесь идентичны обычным претензиям к школам. Из сообщения не ясно, были ли установлены на компьютерах контент-фильтры, однако мы исходим из того, что в противном случае прокуратура указала бы на их отсутствие.

  • 3 октября 2014 года прокуратура Мучкапского района Тамбовской области сообщила о представлении, внесенном директору Мучкапской средней школы. Поводом для санкции стало то, что на отдельных школьных компьютерах "не действовали" контент-фильтры, что позволяло получить доступ к запрещенным материалам.

  • 3 октября 2014 года стало известно о представлении, которое Ивановская межрайонная прокуратура Ивановской области внесла руководству средних школ № 2 и № 7 города Кохма в связи с тем, что на школьных компьютерах имелся доступ к экстремистским и террористическим материалам. Из сообщения прокуратуры не ясно, были ли установлены на компьютерах контент-фильтры, однако мы исходим из того, что в противном случае прокуратура указала бы на их отсутствие.

  • 1 октября 2014 года прокуратура Куньинского района Псковской области сообщила о представлении, внесенном директору Куньинской средней школы. Поводом для санкций стало то, что проверяющие из прокуратуры получили с школьного компьютера доступ к сайту с книгой А. Гитлера "Майн кампф". Из сообщения неясно, были ли установлены на компьютерах контент-фильтры, однако мы исходим из того, что в противном случае прокуратура указала бы на их отсутствие.

  • 23 сентября 2014 года Сокольская межрайонная прокуратура Вологодской области сообщила о представлении, внесенном директору Вологодской кадетской школы-интерната. Поводом для санкции, в частности, стало то, что, несмотря на установленные контент-фильтры, со школьных компьютеров был возможен доступ к запрещенной информации.

  • 12 сентября 2014 года стало известно, что прокуратура Кинешмы (Ивановская область) обращалась в суд с иском об обязании устранить нарушения законодательства о противодействии экстремистской деятельности к директорам городских школ №№ 1, 6, 16, 17, 18, лицея им. Д.А. Фурманова, гимназии им. А.Н. Островского. Поводом для иска стало то, что с школьных компьютеров имелся доступ к ряду запрещенных сайтов. Исковые требования прокурора были удовлетворены в добровольном порядке, производство по делу было прекращено. Из сообщения неясно, были ли установлены на компьютерах контент-фильтры, однако мы исходим из того, что в противном случае прокуратура было бы указано на их отсутствие.

  • 8 сентября 2014 года прокуратура Ставропольского края сообщила, что прокуратурой Кировского района были внесены представления об устранении нарушения законодательства в адрес директоров 4 образовательных учреждений района. Поводом послужило то, что установленная на компьютерах учебных заведений система контент-фильтрации не полностью справлялась с задачей.

  • 7 августа 2014 года стало известно о представлении прокуратуры Ульчского района Хабаровского края, внесенном руководству школы поселка Де-Кастри Ульчского района, по результатам которого на школьных компьютерах ограничен доступ к запрещенным сайтам. Из сообщения неясно, были ли установлены на компьютерах контент-фильтры, однако мы исходим из того, что в противном случае прокуратура указала бы на их отсутствие.

  • 29 июля 2014 года стало известно об исках прокуратуры Центрального административного округа Омска к омским гимназии № 115 и лицею № 66, в которых содержится требование ограничить доступ к сайтам с материалами, признанными экстремистскими. Из сообщения прокуратуры следует, что контент-фильтры на школьных компьютерах были установлены. Известно также о семи аналогичных исках, поданных Куйбышевской межрайонной прокуратурой Новосибирской области и прокуратурой Новосибирского района Новосибирской области к с требованием "прекратить доступ учащихся к сети Интернет до усовершенствования системы контентной фильтрации". Кроме того, обеспечения, прокуратура Сибирского федерального округа сообщила о 56 представлениях, внесенных руководителям образовательных учреждений в 14 городах и районах Алтайского края. Поводом для этих санкций стало то, что, несмотря на имевшиеся контент-фильтры, с школьных компьютеров имелся доступ к запрещенным материалам.

  • 22 июля 2014 года стало известно об иске прокуратуры Питерского района Саратовской области к одной из школ Питерского района, в котором содержится требование обеспечить "надлежащую работу программного обеспечения системы контентной фильтрации". Иск вызван тем, что при проверке проверяющие из прокуратуры получили доступ к ряду материалов, включенных в Федеральный список экстремистских материалов, в том числе "Поваренной книга анархиста", "Что ожидаешь ты от дальнейшего будущего нашей страны", песне "Убей иммигранта feat. Ленина пакет" группы "Бухенвальд Флава". Формулировка иска позволяет считать, что на школьных компьютерах имелись контент-фильтры.

  • 18 июля 2014 года стало известно, что прокуратура Беляевского района Оренбургской области обратилась в суд с иском, в котором требует от администрации Жанаталапской школы обеспечить надлежащее функционирование системы фильтрации. Иск вызван тем, что, несмотря на установленные на школьных компьютерах контент-фильтры, проверяющие из прокуратуры смогли получить доступ к информации, признанной экстремистской.

  • 10 июля 2014 года прокуратура Горно-Алтайска сообщила о представлении, внесенном директору Горно-Алтайского политехнического колледжа. Поводом для санкции стало то, что доступ к запрещенным сайтам с компьютеров колледжа "был ограничен ненадлежащим образом".

  • 10 июля 2014 года стало известно о представлениях, внесенных прокуратурой Данковского района Липецкой области в адрес администрации школ сел Баловнево и Воскресенское Данковского района и школы № 1 Данкова. Поводом для санкций стало то, что несмотря на имеющиеся контент-фильтры со школьных компьютеров был возможен доступ к запрещенным сайтам. Сообщается также об аналогичных нарушениях в 9 школах Чаплыгинского района и других общеобразовательных учреждениях Липецкой области (точное число и характер санкций неизвестны).

  • 8 июля 2014 года Теучежская межрайонная прокуратура Республики Адыгея сообщила о 9 исках в Теучежский районный суд, в которых требует установить в школах "эффективную систему контентной фильтрации". При этом из сообщения прокуратуры следует, что фильтрация контента в школах производится, однако система "не в полной мере отвечает требованиям действующего законодательства" и позволяет посещать запрещенные сайты.

  • 4 июля 2014 года стало известно о 10 представлениях директорам общеобразовательных школ Борисовского района Белгородской области, внесенных прокуратурой Борисовского района Белгородской области. Поводом для санкций стало то, что на школьных компьютерах "не в полной мере" был исключен доступ учащихся к запрещенным сайтам. Из сообщения прокуратуры неясно, были ли установлены на компьютерах контент-фильтры, однако мы исходим из того, что в противном случае прокуратура указала бы на их отсутствие.

  • 1 июля 2014 года стало известно о представлении, которое Рассказовская межрайонная прокуратура Тамбовской области внесла директору Платоновской средней школы. Поводом для санкции стало то, что несмотря на имеющиеся контент-фильтры, со школьных компьютеров был возможен доступ к запрещенным сайтам.

  • 30 июня 2014 года прокуратура Баргузинского района Республики Бурятия сообщила о представлениях, внесенных директорам Улюнской школы им. С. Хамнаева и Улюкчиканской школы. Санкции были вызваны тем, что несмотря на установленные контент-фильтры, с школьных компьютеров имелся доступ к запрещенным сайтам.

  • 25 июня 2014 года стало известно, что прокуратура Прибайкальского района Республики Бурятия внесла представления директорам Прибайкальской межпоселенческой ЦБК, Ильинского культурно-информационного центра и Татауровского культурно-информационного центра "Горизонт". Санкции вызваны, в частности, тем, что на библиотечных компьютерах не были установлены контент-фильтры. Эпизод включен в нашу подборку, поскольку претензии здесь идентичны обычным претензиям к школам. Кроме того, библиотеки не являются образовательными учреждениями и не включены в программу по обязательной установке систем контентной фильтрации.

  • 20 июня 2014 года стало известно, что против директора средней школы села Городище Свердловской области Тавдинская городская прокуратура возбудила дело по ч. 2 ст. 6.17 КоАП (нарушение законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию). Поводом для подачи иска послужил тот факт, что контент-фильтры, установленные на школьных компьютеров не обеспечивали полной защиты от доступа к запрещенной информации, в том числе, к экстремистским материалам. Это первый известный нам иск по данной статье, предъявленный руководителю образовательного учреждения.

  • 9 июня 2014 года прокуратура Самарской области сообщила, что прокуратурой Пестравского района было внесено представление в адрес директора общеобразовательной школы села Михайло-Овсянка. Поводом послужила "ненадлежащая работа средств фильтрации и иных технических средств, предназначенных для защиты несовершеннолетних от негативной информации", установленных на школьных компьютерах.

  • 6 июня 2014 года прокуратура Мичуринска Тамбовской области сообщила о представлении, внесенном директору Мичуринского лицея-интерната. Поводом для санкции стало то, что с компьютеров, установленных в интернате, имелся доступ к экстремистской информации. Из сообщения не ясно, были ли установлены на компьютерах контент-фильтры, однако мы исходим из того, что в противном случае прокуратура указала бы на их отсутствие.

  • 3 июня 2014 года прокуратуры Ершичского района Смоленской области сообщила об 11 исковых заявлениях об обязании ограничить доступ к «негативной информации». Поводом для исков стало то, что в 11 школах района установленные на компьютерах контент-фильтры работали "ненадлежащим образом" и позволяли получить доступ к экстремистским материалам, в том числе к книгам А. Гитлера.

  • 3 июня 2014 года прокуратура Горно-Алтайска сообщила о представлении, внесенном директору Горно-Алтайского колледжа культуры и искусств имени Г.И. Чорос-Гуркина. Поводом для санкций стало то, что доступ к экстремистским материалам с компьютеров, установленных в компьютерном классе, был ограничен "не в должной мере". Об отсутствии контент-фильтров прокуратура не упоминает.

  • 14 мая 2014 года Шебалинский районный суд Республики Алтай удовлетворил прокуратуры Шебалинского района, в котором от Шебалинской межпоселенческой библиотеки требовалось установить на библиотечных компьютерах систему контентной фильтрации. Этот эпизод включен в нашу подборку, поскольку претензии здесь идентичны обычным претензиям к школам. Кроме того, библиотеки не являются образовательными учреждениями и не включены в программу по обязательной установке систем контентной фильтрации.

  • 5 мая 2014 года прокуратура Калужской области сообщила, что прокуратурой Износковского района было внесено четыре представления об устранении нарушений законодательства в адрес заведующей районным отделом образования и директоров трех школ района, по итогам рассмотрения которых директора привлечены к дисциплинарной ответственности. Поводом послужило то, что установленные на школьных компьютерах контент-фильтры не в полной мере справлялись с задачей.

  • 22 апреля 2014 года прокуратура ЗАТО Снежинск Челябинской области сообщила о шести представлениях, внесенных руководителям городских школ и начальнику Управления образования Снежинска, а также о четырех исках об устранении нарушения законодательства, удовлетворенных судом. Поводом для санкций стало отсутствие нормативных актов, "определяющих порядок проведения работ по блокированию доступа с компьютеров" к экстремистским материалам, и документации, подтверждающей такую блокировку, а также то, что со школьных компьютеров имелся доступ к запрещенным материалам. При этом на отсутствие системы контентной фильтрации прокуратура не указала, из чего мы делаем вывод, что фильтры были установлены.

  • 15 апреля 2014 года прокуратура Свердловской области сообщила о представлении, внесенном сотрудникам Свердловской областной научной библиотеки им. В.Г. Белинского. Поводом для санкций стало, в частности, то, что библиотечные компьютеры не были оборудованы системой контентной фильтрации. Эпизод включен в нашу подборку, поскольку претензии здесь идентичны обычным претензиям к школам. Кроме того, библиотеки не являются образовательными учреждениями и не включены в программу по обязательной установке систем контентной фильтрации. Библиотека им В.Г. Белинского к тому же научная, то есть, вероятнее всего, предназначена для совершеннолетних читателей; фильтры будут нарушать их права, что незаконно.

  • 11 апреля 2014 года Егорьевская городская прокуратура Московской области сообщила о представлениях, внесенных директорам Раменской средней школы и школ № 2 и № 8 Егорьевского района. Поводом для санкций стало то, что система контентной фильтрации, установленная на школьных компьютерах, не справлялась со своей задачей.

  • 9 апреля 2014 года стало известно, что прокуратура Горно-Алтайска внесла представление директору специальной коррекционной школы-интерната восьмого вида Горно-Алтайска. Поводом для санкции стало то, что с школьных компьютеров был возможен доступ к книге А. Гитлера "Майн Кампф" и другим экстремистским материалам. Из сообщения прокуратуры следует, что контент-фильтры на компьютерах были установлены, однако не работали "надлежащим образом".

  • 8 апреля 2014 года стало известно о представлении, которое прокуратура Радищевского района Ульяновской области внесла начальнику отдела образования и дошкольного воспитания администрации Радищевского района. Поводом для санкции стало то, что в компьютерных классах ряда школ района был возможен доступ к экстремистским материалами, в частности, "Книге единобожия" и фильму "Вечный жид". В сообщении прокуратуры говорится об отсутствии "надлежащей системы контент-фильтрации".

  • 4 апреля 2014 года прокуратура Костромской области сообщила, что прокуратурой города Волгореченска было внесено представление о с требованием устранить нарушения законодательства в адрес директора Волгореченской городской библиотеки. Поводом послужило то, что установленные на библиотечных компьютерах контент-фильтры не в полной мере справлялись с задачей. Сообщается, что одно должностное лицо было привлечено к дисциплинарной ответственности.

  • 1 апреля 2014 года стало известно о представлениях, внесенных прокуратурой Волгодонска Ростовской области директорам педагогического и медицинского колледжей города. Поводом для санкций стало то, что, несмотря на имеющиеся на компьютерах в этих колледжах контент-фильтры, проверяющие смогли получить доступ к запрещенным материалам, в частности, к стихотворению А. Трубина "Вечная беда", включенному в Федеральный список экстремистских материалов.

  • 1 апреля 2014 года стало известно о трех исках о возложении обязанности по исключению доступа учащихся к информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному воспитанию, поданных прокуратурой Набережных Челнов (Республика Татарстан) к восьми образовательным учреждениям города, в частности, к школам № 7, 8 и 69 (коррекционная). Иски рассмотрены и удовлетворены. Поводом для них стало то, что имеющиеся на школьных компьютерах контент-фильтры не обеспечивают "надлежащую защиту детей" от "экстремистской" информации.

  • 28 марта 2014 года прокуратура Шебалинского района Республики Алтай сообщила, что направила в районный суд иск к Шебалинской районной межпоселенческой библиотеке об ограничении доступа к экстремистским материалам. Поводом для иска стало отсутствие на библиотечных компьютерах контент-фильтров. Эпизод включен в нашу подборку, поскольку претензии здесь идентичны обычным претензиям к школам. Кроме того, библиотеки не являются образовательными учреждениями и не включены в программу по обязательной установке систем контентной фильтрации. Шебалинская межпоселенческая библиотека к тому же не является детской и предназначена для совершеннолетних читателей; фильтры будут нарушать их права, что незаконно.

  • 12 марта 2014 года прокуратура Калужской области сообщила, что прокуратурой Износковского района было принесено три протеста на приказы директоров школ "О порядке использования сети Интернет в школе", в которых говорилось, что образовательные организации не несут ответственности за случайный доступ к информации, размещенной на интернет-ресурсах школы, не имеющей отношения к образовательному процессу и содержание которой противоречит законодательству РФ. Прокуратура указала на то, что, согласно российскому законодательству, школы несут ответственность за организацию образовательного процесса и безопасность учеников. Приказы директоров были скорректированы. Тем не менее, хотелось бы указать на то, что школьная администрация не является разработчиком программного обеспечения и не может обеспечить безукоризненной фильтрации контента, тем более, что таковая не достижима вовсе.

  • 11 марта 2014 года прокуратура Санкт-Петербурга сообщила, что прокуратурой Калининского района было внесено три представления в адрес руководителей образовательных учреждений СОШ №139, Колледжа кулинарного мастерства и Колледжа Пищевых технологий. Поводом послужило то, что с компьютеров образовательных учреждений был возможен доступ к материалам, внесенным в Федеральный список экстремистских материалов.

  • 30 января 2014 года прокуратура Московской области сообщила, что прокуратурой Шаховского района было внесено пять представлений с требованием устранить нарушения законодательства в адрес директоров Шаховской центральной межпоселенческой библиотеки, Серединской, Муриковской, Белоколпской и Раменской центральных сельских библиотек. Поводом послужило то, что установленная на компьютерах в читальных залах система контент-фильтрации не полностью справлялась с задачей ограничения доступа к запрещенной информации. Представления были рассмотрены и удовлетворены, библиотеками приняты меры для устранения нарушений.

  • 24 января 2014 года стало известно об иске прокуратуры Мошенского района Новгородской области в Боровичский районный суд об устранении нарушений федерального законодательства. Поводом для иска стало то, что с компьютеров, установленных в школе деревни Кабожа Мошенского района, несмотря на имеющиеся контент-фильтры, был возможен доступ к экстремистским материалам. Иск находится на рассмотрении. Доступ к сайтам заблокирован.

  • 22 января 2014 года прокуратура Тульской области сообщила о предпринятых в 2013 году мерах реагирования, после которых с компьютеров ряда образовательных учреждений Тулы, Новомосковска, Щекино, Одоевского, Куркинского, Дубенского, Суворовского, Чернского, Заокского, Каменского, Воловского, Белевского, Плавского, Ленинского, Киреевского и Ефремовского районов Тульской области (число неизвестно), а также с компьютеров областной детской библиотеки, Центральной городской библиотеки Алексина и Алексинской ЦБК им. Князя Г.Е. Львова был исключен доступ несовершеннолетних к экстремистским материалам.

  • 9 января 2014 года прокуратура Тамбовской области сообщила, что прокуратурой Староюрьевского района было внесено представление об устранении нарушений законодательства в адрес директора межпоселенческой библиотеки Староюрьевского района. Поводом послужило то, что программное обеспечение, обеспечивающее контент-фильтрацию, установленное на компьютерах библиотеки и двух ее филиалов, не обновлялось систематически, а потому не в полной мере ограничивало доступ к экстремистским материалам.

  • 9 января 2014 года прокуратура Московской области сообщила, что Чеховской городской прокуратурой были внесены представления в адрес директоров пяти местных школ. Поводом послужило то, что система контент-фильтрации, установленная на школьных компьютерах, не обеспечивала блокировки всей запрещенной информации. Представления прокуратуры были удовлетворены, доступ к запрещенной информации закрыт, виновные привлечены к дисциплинарной ответственности. Были также удовлетворены протесты прокуратуры в отношении школьных правил, в которых было прописано, что школа не несет ответственности в случае доступа школьников к ресурсам, не имеющим отношения к образовательному процессу.

  • 30 декабря 2013 года стало известно об исковых заявлениях, направленных прокуратурами Рязанского, Сараевского и Шиловского районов Рязанской области с требованиями установить на школьных компьютерах "надлежащую систему" контентной фильтрации, обеспечивающую "полную защиту" от доступа к запрещенным сайтам. Иски удовлетворены. Кроме того, по ч. 2 ст. 5.57 КоАП (нарушение установленного порядка реализации предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательной организацией) была оштрафована директор Сараевской средней школы.

  • 24 декабря 2013 года прокуратура Смоленской области сообщила, что прокуратура Ершичского района внесла представления об устранении нарушений закона в адрес директоров 22 образовательных учреждений района. Из сообщения не ясно, были ли установлены на компьютерах контент-фильтры, однако мы исходим из того, что в противном случае прокуратура указала бы на их отсутствие. Представления были удовлетворены, доступ к запрещенной информации закрыт.

  • 20 декабря 2013 года прокуратура Московской области сообщила, что Химкинской городской прокуратурой были внесены представления об устранении нарушений закона в адрес директоров школ № 19 и № 20 города Химки. Поводом послужило то, что контент-фильтры, установленные на школьных компьютерах не обеспечивали ограничение доступа к запрещенной информации, включая экстремистские материалы. Представления были удовлетворены, доступ к запрещенной информации закрыт, виновные привлечены к дисциплинарной ответственности.

  • 12 декабря 2013 года стало известно о представлении, внесенном прокуратурой Центрального района Читы директору ЦБС Читы в связи с тем, что на компьютерах, установленных в читинских библиотеках № 1 и 21, отсутствовали контент-фильтры. Представление удовлетворено, к дисциплинарной ответственности привлечено три работника. Эпизод включен в нашу подборку, поскольку претензии здесь идентичны обычным претензиям к школам. Кроме того, библиотеки не являются образовательными учреждениями и не включены в программу по обязательной установке систем контентной фильтрации.

  • 10 декабря 2013 года прокуратура ярославской области сообщила, что Тутаевской межрайонной прокуратурой были внесены представления в адрес директоров четырех школ района. Поводом послужило то, что установленная на школьных компьютерах система контент-фильтрации была недостаточно эффективна. Как сообщается, представления были удовлетворены, выявленные нарушения устранены, а 6 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности в виде замечания.

  • 6 декабря 2013 года стало известно о представлениях, которые прокуратура Волжского района Саратовской области внесла директорам школы № 10 и гимназии № 4 Волжского. Санкции были вызваны тем, что установленные на школьных компьютерах контент-фильтры "не в полной мере" блокировали доступ к экстремистским сайтам.

  • 4 декабря 2013 года межрайонная прокуратура Ханты-Мансийска (ХМАО) сообщила о представлении, внесенном заместителю главы администрации Ханты-Мансийска в связи с тем, что на компьютерах, установленных в городской централизованной библиотеке Ханты-Мансийска, отсутствовали контент-фильтры. Эпизод включен в нашу подборку, поскольку претензии здесь идентичны обычным претензиям к школам. Мы полагаем, что в данном случае, хотя представление и было адресовано главе городской администрации, дисциплинарные взыскания могут быть возложены на руководство библиотеки. Кроме того, библиотеки не являются образовательными учреждениями и не включены в программу по обязательной установке систем контентной фильтрации.

  • 2 декабря 2013 года прокуратура Орловской области сообщила об актах прокурорского реагирования, внесенных прокуратурами Хотынецкого, Дмитровского, Малоархангельского районов Орловской области директорам школ районов (виды санкций и их число не уточняются) в связи с тем, что с школьных компьютеров имелась возможность доступа к запрещенным, в том числе экстремистским материалам. Из сообщения не вполне ясно, были ли установлены на компьютерах контент-фильтры, однако мы исходим из того, что в противном случае прокуратура указала бы на их отсутствие.

  • 27 ноября 2013 года стало известно о семи представлениях, которые прокуратура города Прохладный (КБР) внесла директорам гимназий № 2 и 6, школ №№ 1, 4, 5, 11 и 42. Санкции вызваны тем, что, несмотря на контент-фильтры, с школьных компьютеров был возможен доступ к запрещенной информации.

  • 27 ноября 2013 года прокуратура Каргапольского района Курганской области сообщила о представлении, внесенном директору Майской средней школы в связи с тем, что несмотря на имеющиеся контент-фильтры, со школьных компьютеров был возможен доступ к запрещенным материалам.

  • 27 ноября 2013 года стало известно о представлении, внесенном директору школы № 19 города Балаково Саратовской области прокуратурой города Балаково. Поводом для санкции стало то, что контент-фильтры, установленные на школьных компьютерах, не обеспечивали блокировку доступа к экстремистским материалам.

  • 26 ноября 2013 года прокуратура города Губкинский ЯНАО сообщила о представлении, внесенном директору городской средней школы № 6, директору Управления образования администрации Губкинского и генеральному директору провайдера ООО «Пурсатком». Поводом для санкций стало то, что с одного из компьютеров, установленных в школьном кабинете информатики, оказался возможен доступ к сайтам с экстремистскими материалами. Из сообщения не вполне ясно, были ли установлены на компьютере контент-фильтры, однако мы исходим из того, что в противном случае прокуратура указала бы на их отсутствие.

  • Ссылки на данную статью [11]