Новости по теме

Санкции в отношении руководителей образовательных учреждений. Часть 5

В марте 2008 года Рособразование (позднее упраздненное и переформированное в Минобрнауки) снабдило все российские школы пакетами лицензионного программного обеспечения, в которые входит программа контентной фильтрации доступа в интернет. Как оказалось, эта программа не справляется с поставленной задачей, что было выяснено в результате прокурорских проверок по всей стране. 

Совершенно очевидно, что вина за то, что школьники, несмотря на фильтры доступа, имеют возможность посещать со школьных компьютеров неонацистские и другие неподобающие сайты, лежит не только на школах, не обновляющих с необходимой регулярностью программное обеспечение, но и на Минобрнауки, установившем недостаточно эффективный продукт. Отметим, что далеко не все пункты Федерального списка экстремистских материалов оформлены таким образом, что их можно использовать как руководство к действию (иногда, если речь идет о сайте, его адрес может быть отражен не полностью или даже вовсе отсутствовать, а названия книг и статей приводятся без выходных данных). 

Кроме того, мы не можем не отметить, что сама по себе идея бороться при помощи фильтров с экстремизмом в школах нам кажется неверной. Во-первых, любой фильтр может быть при желании обойден, а во-вторых, в принципе невозможно составить исчерпывающий список адресов и ключевых слов.

Тем не менее, прокуратуры повсеместно и регулярно наказывают за это местных чиновников и руководство школ. Мы считаем, что за несовершенство системы контентной фильтрации должно отвечать Минобрнауки, а нерадивость руководства школ, не обновляющих программу, - проблема скорее трудовой дисциплины, чем охраны правопорядка. Аналогичным образом мы относимся к претензиям прокуратур к руководству образовательных учреждений по поводу доступа к ресурсам из Единого реестра запрещенных сайтов - в тех случаях, когда известно о попытках школы или вуза пресечь этот доступ. 

Мы объединили подобные случаи в единый список, первая часть которого охватывает период с декабря 2009 по июнь 2011, вторая часть - период с июля 2011 по июнь 2012 года, третья часть - с июня 2012 года по ноябрь 2013-го, а четвертая часть - с ноября 2013 года по конец 2014-го. Продолжение этого списка - перед вами. 



  • 30 декабря 2015 года прокуратура Новосибирской области сообщила, что в 2015 году прокуратура Первомайского района Новосибирска в ходе проверки установила, что с компьютеров одной из школ района можно было в "онлайн-режиме" прослушивать аудиозаписи, включенные в Федеральный список экстремистских материалов. Директору школы было внесено представление об устранении нарушений законодательства. Из сообщения прокуратуры неясно, установлены ли на школьных компьютерах контент-фильтры, однако мы исходим из того, что в противном случае прокуратура указала бы на их отсутствие.

  • 28 декабря 2015 года прокуратура Приморского края сообщила, что прокуратура Хасанского района Приморья внесла представление об устранении нарушений законодательства о противодействии экстремизму в адрес директора частного образовательного учреждения. Поводом послужило то, что установленная на школьных компьютерах система контентной фильтрации не полностью справлялась с задачей. В результате одно должностное лицо было привлечено к дисциплинарной ответственности, на компьютерах была установлена новая программа для фильтрации контента.

  • 23 декабря 2015 года прокуратура Саратовской области сообщила, что суд по искам прокурора Самойловского района обязал шесть школ обеспечить надлежащую работу программного обеспечения системы контентной фильтрации. Поводом стали материалы проверки, в ходе которой прокуратура установила, что с компьютеров школ была доступна признанная экстремистской книга "Отведение сомнений".

  • 17 декабря 2015 года стало известно о том, что прокуратура Советского административного округа Омска подала в суд иск с требованием устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму в Омском государственном университете (ОмГУ). Ведомство сообщило, что весной и летом 2015 года уже вносило руководству вуза соответствующие представления. Вуз отвечал, в частности, что принял меры по блокировке доступа со своей территории к сайтам с запрещенной информацией, входящим в реестр Роскомнадзора. Тем не менее, осенью прокуратура установила, что из одного из корпусов университета по-прежнему можно было зайти на сайты из реестра.

  • 27 ноября 2015 года прокуратура Тверской области сообщила, что прокурорами различных районов Твери и области в результате проведения проверки в образовательных учреждениях на предмет исполнения требований законодательства о противодействии терроризму и экстремизму было внесено 70 представлений об устранении нарушений, по результатам рассмотрения которых 17 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, направлено в суд 25 исковых заявлений. Часть актов реагирования была вынесена в связи с тем, что прокурорами Пролетарского и Центрального района Твери, а также Кувшиновского, Сандовского, Торопецкого, Фировского районов области, Конаковским межрайонным прокурором было установлено, что контент-фильтры, установленные на школьных компьютерах, не в полной мере ограничивали доступ к экстремистской информации.

  • 16 ноября 2015 года стало известно о представлении об устранении нарушений законодательства о противодействии экстремистской деятельности, которое было внесено прокуратурой Торопецкого района Тверской области в адрес директора Скворцовской школы. В ходе проверки ведомство установило, что со школьных компьютеров был возможен выход на сайты, содержащие информацию, наносящую вред психическому и нравственному развитию несовершеннолетних. Из сообщения прокуратуры неясно, установлены ли на школьных компьютерах контент-фильтры, однако мы исходим из того, что в противном случае прокуратура указала бы на их отсутствие.

  • 9 октября 2015 года прокуратура ЗАТО Снежинск Челябинской области сообщила об иске в Снежинский городской суд к руководству школы № 135 Снежинска, в котором требует ограничить доступ учащихся к запрещенным сайтам, возможный из-за того, что установленные на школьных компьютерах контент-фильтры "не обеспечивают необходимую фильтрацию информации", и установить лицензионные контент-фильтры. До исполнения последнего искового требования доступ в интернет в школе заблокирован. Кроме того, прокуратура внесла семь представлений об устранении нарушений законодательства о противодействии экстремистской деятельности, в том числе директору школы № 135 и начальнику городского управления образования.

  • 9 сентября 2015 года прокуратура Кировской области сообщила, что прокурор Богородского района обратился в суд с исками против администрации двух школ района с требованием установить на школьных компьютерах эффективную систему контент-фильтрации. Поводом послужило то, что действующие контент-фильтры не в полной мере справлялись с задачей. Требования прокуратуры были удовлетворены в добровольном порядке.

  • 24 августа 2015 года прокуратура Республики Коми сообщила, что в первом полугодии 2015 года были внесены представления об устранении нарушений законодательства в адрес руководителей школы № 5 города Инты и Глотовской средней школы Удорского района. Поводом послужило то, что контент-фильтры, установленные на школьных компьютерах, не полностью исключали доступ к экстремистским материалам.

  • 18 августа 2015 года стало известно о пяти представлениях, внесенных руководителям образовательных учреждений Рыбинска и Рыбинского района Ярославской области, внесенных прокуратурой Рыбинского района Ярославской области. Поводом для санкций стало то, что с компьютеров этих учебных заведений учащиеся имели доступ к экстремистской информации. Из сообщения прокуратуры неясно, были ли установлены на школьных компьютерах контент-фильтры, однако мы исходим из того, что в противном случае было бы указано на их отсутствие.

  • 17 августа 2015 года прокуратура Тамбовской области сообщила, что прокуратурой Мучкапского района были внесены предостережения в связи с нарушением законодательства о противодействии экстремистской деятельности в адрес заведующих пяти филиалов МБОУ Мучкапской СОШ в связи с тем, что установленные на школьных компьютерах контент-фильтры не полностью справлялись с задачей.

  • 7 августа 2015 года прокуратура Батыревского района Чувашской республики сообщила о представлениях об устранении нарушения законодательства, внесенных директорам двух районных школ. Поводом для санкций стало то, что контент-фильтры, установленные на компьютерах в кабинетах информатики, находились «в нерабочем состоянии» и давали доступ в материалам, включенным в Федеральный список экстремистских материалов.

  • 22 июля 2015 года стало известно о представлениях, внесенных прокуратурой Ноябрьска (Ямало-Ненецкий автономный округ) директорам двух школ города, а также j представлениях, которые внесла директорам школы № 1 поселка Пангода, Старонадымской школы и школы № 4 Надыма прокуратура Надыма (Ямало-Ненецкий автономный округ). Поводом для санкций в Ноябрьске стало то, что со школьных компьютеров имелся доступ к сайтам "Правого сектора", признанного в России экстремистской организацией. В Надыме руководители школ также наказаны за то, что с учебных компьютеров имелся доступ к запрещенным, в том числе экстремистским, сайтам. Из сообщения прокуратуры неясно, были ли установлены на школьных компьютерах контент-фильтры, однако мы исходим из того, что в противном случае прокуратура указала бы на их отсутствие.

  • 21 июля 2015 года стало известно о представлении, внесенном Уссурийской городской прокуратурой директору ЦБС Уссурийска. Поводом для санкции стало то, что на компьютерах, установленных в 14 городских библиотеках, не были установлены контент-фильтры, что позволяло несовершеннолетним получить доступ к запрещенной информации. Эпизод включен в нашу подборку, поскольку претензии здесь идентичны обычным претензиям к школам. Кроме того, библиотеки не являются образовательными учреждениями и не включены в программу по обязательной установке систем контентной фильтрации.

  • 2 июля 2015 года прокуратура Новосибирской области сообщила, что прокуратурой Калининского района Новосибирска были внесены представления об устранении нарушений закона в адрес директоров двух местных школ в связи с тем, что сотрудники школ не обеспечили ограничение доступа школьников к сайтам, "на которых размещен признанный решением суда экстремистским материал идеологов фашизма". Представления были удовлетворены, доступ на соответствующие сайты закрыт, четверо сотрудников школ привлечены к дисциплинарной ответственности.

  • 29 июня 2015 года прокуратура Захаровского района Рязанской области сообщила о представлениях, внесенных директорам Захаровской средней школы № 1 и Захаровской средней школы № 2. Поводом для санкций стало то, что установленные на школьных компьютерах контент-фильтры "не в полной мере" обеспечивали защиту от запрещенных, в том числе экстремистских, сайтов.

  • 26 июня 2015 года стало известно, что прокуратура Йошкар-Олы (Марий-Эл) внесла представления директорам 11 школ города. В кабинетах информатики 10 из них не был ограничен доступ к запрещенным сайтам. Из сообщения прокуратуры неясно, были ли установлены на школьных компьютерах контент-фильтры, однако мы исходим из того, что в противном случае прокуратура указала бы на их отсутствие.

  • 25 июня 2015 года стало известно об иске о возложении на образовательную организацию обязанности по обеспечению надлежащей работы системы контентной фильтрации, поданном в суд прокуратурой Питерского района Саратовской области. Иск удовлетворен в полном объеме. Поводом для мер реагирования стало то, что в одной из школ района, несмотря на установленные на компьютерах контент-фильтры, имелся доступ к "Майн кампф" А. Гитлера и "Поваренной книге анархиста" У. Пауэлла, включенным в Федеральный список экстремистских материалов.

  • 24 июня 2015 года прокуратура Ютазинского района Республики Татарстан сообщила о представлениях, внесенных директорам Каракашлинской, Мало-Уруссинской и Старо-Уруссинской школ района. Поводом для санкций стало то, что установленные на школьных компьютерах контент-фильтры «не в полной мере» обеспечивали защиту от запрещенной, в том числе экстремистской, информации.

  • 23 июня 2015 года Вышневолоцкая межрайонная прокуратура Тверской области сообщила о представлении, внесенном директору Вышневолоцкого колледжа. Поводом для санкции стало, в частности, то, что, несмотря на установленный на компьютерах колледжа контент-фильтр, у учащихся имелся доступ к материалам, внесенным в Федеральный список экстремистских материалов.

  • 18 июня 2015 года стало известно о четырех представлениях о нарушении законодательства, внесенных Нелидовской межрайонной прокуратуры Тверской области директорам школ города Нелидово Тверской области. Представления рассмотрены и удовлетворены. Поводом для санкций стало то, что установленная в компьютерных кабинетах школ система контент-фильтрации не ограничивала доступ к запрещенной, в том числе экстремистской, информации.

  • 11 июня 2015 года прокуратура Республики Мордовия внесла представление об устранении нарушений закона и.о. министра образования Республики Мордовия. Поводом для санкции стало, в частности, то что в ряде школ республики не "в полной мере" блокирован доступ учащихся к запрещенным, в том числе экстремистским, материалам в интернете. Количество нарушений не сообщается.

  • 9 июня 2015 года стало известно, что по иску прокуратуры Тоджинского района Республики Тыва сообщила, что директора сельских школ сел Тоора-Хем, Ий и Адыр-Кежиг, а также профессионального училища села Тоора-Хем (Республика Тыва) были признаны виновными по ч. 1 ст. 6.17 КоАП (нарушение установленных требований распространения среди детей информационной продукции, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию) и оштрафованы по 5 тысяч рублей каждый. Правонарушением было сочтено то, что контент-фильтры, установленные на компьютерах в этих учебных заведениях, не блокировали доступ к материалам, признанным экстремистскими, в частности, к книге Муссолини "Доктрина фашизма".

  • 4 июня 2015 года прокуратура Липецкой области сообщила, что прокуратурой Лебедянского района внесены представления об устранении нарушений законодательства в адрес начальника районного отдела образования и руководителей школы села Ольховец и школы № 3 города Лебедяни. В результате 4 должностных лица были привлечены к дисциплинарной ответственности. Поводом послужило то, что программы контент-фильтрации, установленные на школьных компьютерах не были своевременно обновлены и не полностью справлялись с задачей.

  • 3 июня 2015 года прокуратура Калужской области сообщила, что прокуратурой Сухиничского района было внесено девять представлений в адрес руководителей районных образовательных учреждений и заведующей отделом образования районной администрации, 17 должностных лиц были привлечены к дисциплинарной ответственности. Поводом послужило, в частности, то, что со школьных компьютеров был возможен доступ к экстремистским материалам (очевидно, контент-фильтры не полностью справлялись с задачей).

  • 2 июня 2015 года прокуратура Костромской области сообщила, что с компьютеров, установленных в ряде школ, имелся доступ к материалам, включенным в Федеральный список экстремистских материалов. Характер санкций за это нарушение и их точное количество не уточняются.

  • 2 июня 2015 года стало известно, что прокуратура Челябинска обнаружила в четырех школах Курчатовского района Челябинска доступ к сайтам с запрещенными, в том числе экстремистскими, материалами, который был возможен, несмотря на наличие контент-фильтрации на компьютерах. Характер мер реагирования не сообщается.

  • 1 июня 2015 года стало известно о представлении, вынесенном транспортной прокуратурой Краснодарского края руководству Ейского морского рыбопромышленного техникума – филиала Астраханского государственного технического университета. Поводом для санкции стало, в частности, то, что установленные на компьютерах учебного заведения контент-фильтры "не способны в полном объеме ограничить доступ" к запрещенной, в том числе экстремистской информации.

  • 1 июня 2015 года стало известно, что прокуратура Губкина Белгородской области выявила имевшийся в Троицкой школе доступ к интернет-материалам, включенным в Федеральный список экстремистских материалов. Характер санкции не уточняется. Из сообщения прокуратуры неясно, были ли установлены на школьных компьютерах контент-фильтры, однако мы исходим из того, что в противном случае прокуратура указала бы на их отсутствие.

  • 1 июня 2015 года стало известно о представлениях, которые прокуратура Благовещенска Амурской области внесла директорам благовещенских школ №№ 1, 2, 5, 6, 10, 11, 13, 15, 17, 25. Поводом для санкций стало то, что установленные на школьных компьютерах системы контентной фильтрации "не в полном объеме" ограничивали доступ к запрещенной, в том числе экстремистской, информации. По сообщению прокуратуры, нарушения устранены.

  • 28 мая 2015 года стало известно, что Сосногорская транспортная прокуратура Республики Коми внесла представление об устранении нарушений законодательства в адрес директора Ухтинского техникума железнодорожного транспорта. Поводом послужило то, что система контент-фильтрации, установленная на компьютерах техникума, не полностью справлялась с задачей. Представление было удовлетворено, ответственное лицо подверглось дисциплинарному взысканию.

  • 27 мая 2015 года прокуратура Республики Алтай сообщила, что прокуратурой Чемальского района были внесены представления в адрес руководителей шести образовательных учреждений района. Поводом послужило, в частности, то, что система контент-фильтрации, установленная на школьных компьютерах, не в полной мере ограничивала доступ к запрещенной информации. Представления были удовлетворены, к дисциплинарной ответственности привлечены 16 должностных лиц.

  • 21 мая 2015 года прокуратура Оренбургской области сообщила, что прокурор Переволоцкого района направил в адрес начальника отдела образования районной администрации представление с требованием обеспечить обновление контент-фильтров, установленных на компьютерах нескольких сельских школ, поскольку фильтры не в полной мере справлялись с задачей.

  • 15 мая 2015 года стало известно о представлении, которое прокуратура Выгоничского района Брянской области внесла директору Выгоничской школы им. Павла Зайцева. Поводом для санкций стало то, что со школьных компьютеров имелся доступ к сайту с книгами "Путеводитель для молодежи" Саида Нурси и "Доктрина фашизма" Бенито Муссолини, включенным в Федеральный список экстремистских материалов. Из сообщения прокуратуры неясно, установлены ли на школьных компьютерах контент-фильтры, однако мы исходим из того, что в противном случае прокуратура указала бы на их отсутствие. Кроме того, напомним, что мы считаем запрет книг Нурси неправомерным.

  • 13 мая 2015 года прокуратура Тульской области сообщила, что проверки выявили в Первомайской и Ясенковской школах Арсеньевского района, МБОУ Болотской и Бобриковской школах Белевского района, Дубенской школы, Болоховской школы № 2 Киреевского района, школы № 19 Новомосковска, Куркинской школы № 2, Шаховской, Михайловской, Грибоедовской, Ивановской школах Куркинского района, школе № 30 Узловского района, Чернскинской школе № 1 и Бураковской школе Ясногорского района, а также в лицее № 1 и школе № 1 Щекино доступ со школьных компьютеров к запрещенным, в том числе экстремистским материалам. При этом известно, что во всех образовательных учреждениях были установлены контент-фильтры, однако они не справлялись со своей задачей. Число санкций и их характер не уточняется.

  • 13 мая 2015 года прокуратура Рязанской области сообщила, что в ряде школ Старожиловского, Спасского, Сапожковского, Рыбновского и Сасовского районов Рязанской области с компьютеров, установленных в кабинетах информатики, имелся доступ к материалам, включенным в Федеральный список экстремистских материалов. Число школ и характер санкций не сообщаются. Из сообщения прокуратуры неясно, установлены ли на школьных компьютерах контент-фильтры, однако мы исходим из того, что в противном случае прокуратура указала бы на их отсутствие.

  • 13 мая 2015 года стало известно о представлениях, которые прокуратура Карабаша Челябинской области внесла директорам школы № 6 Карабаша и Карабашского филиала Каслинского промышленно-гуманитарного техникума. Поводом для санкций стало, в частности, то, что контент-фильтры, установленные на компьютерах этих образовательных учреждений, не блокируют доступ к запрещенным, в том числе экстремистским, сайтам.

  • 30 апреля 2015 года стало известно о представлении, внесенном прокуратурой Архангельской области областному министру образования и науки. Поводом для санкции, в частности, стало то, что в ряде школ области у учащихся имелся доступ к запрещенным, в том числе экстремистским, интернет-ресурсам. Число школ не уточняется. Из сообщения прокуратуры неясно, установлены ли на школьных компьютерах контент-фильтры, однако мы исходим из того, что в противном случае прокуратура указала бы на их отсутствие.

  • 28 апреля 2015 года стало известно, что прокуратуры Белохолуницкого, Верхнекамского, Зуевского, Немского, Омутнинского, Фаленского, Юрьянского районов Кировской области и Октябрьского района Кирова приняли меры реагирования в связи с тем, что в ряде школ этих районов не был исключен доступ к запрещенным, в том числе экстремистским, материалам в интернете. Число школ и характер санкций не уточняются. Из сообщения прокуратуры неясно, установлены ли на школьных компьютерах контент-фильтры, однако мы исходим из того, что в противном случае прокуратура указала бы на их отсутствие.

  • 24 апреля 2015 года стало известно, что прокуратура города Стрежевой Томской области внесла директорам шести школ города представления об устранении нарушений закона. По крайней мере часть этих санкций вызвана тем, что установленные на школьных компьютерах контент-фильтры не препятствовали доступу к материалам, признанным экстремистскими.

  • 22 апреля 2015 года стало известно о представлениях, внесенных Егорьевской городской прокуратурой Московской области директорам школ № 12 и № 14 Егорьевска и Саввинской школы им. С.А. Калабалина. Поводом для санкций послужило то, что установленные на школьных компьютерах контент-фильтры не ограничивали доступ к материалам, включенным в Федеральный список экстремистских материалов.

  • 21 апреля 2015 года прокуратура Нерюнгри (Республика Саха (Якутия)) сообщила о представлении, внесенном главе администрации Нерюнгринского района и административных делах по ч. 1 ст. 6.17 КоАП (нарушение законодательства РФ о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию), возбужденных в отношении директоров школ № 1 и № 2 Нерюнгри. Поводом для санкций стало то, что с компьютеров, установленных в школах, имелся доступ к запрещенным, в том числе экстремистским, сайтам. Из сообщения прокуратуры неясно, установлены ли на школьных компьютерах контент-фильтры, однако мы исходим из того, что в противном случае прокуратура указала бы на их отсутствие.

  • 21 апреля 2015 года стало известно о представлении, внесенном прокуратурой Абатского района Тюменской области директору местной школы в связи с тем, что контент-фильтры, установленные на школьных компьютерах, "не в полной мере ограничивают доступ учащихся к экстремистской информации".

  • 21 апреля 2015 года стало известно о представлении, внесенном директору Осиновской школы Никольского района Вологодской области прокуратурой Никольского района. Поводом для санкции стало, в частности, то, что установленные на школьных компьютерах контент-фильтры не справляются со своей задачей.

  • 21 апреля 2015 года прокуратура Магаданской области сообщила о 9 представлениях об устранении нарушений закона, внесенных руководителям образовательных учреждений области. В частности, санкции в отношении директоров средней и общеобразовательной школ поселка Омсукчан, поселка Дукат и профессионального училища № 11 прокуратура Омчукчанского района Магаданской области внесла в связи с тем, что с школьных компьютеров имелся доступ к экстремистской информации. Аналогичные меры реагирования были приняты прокуратурой Среднеканского района Магаданской области по отношению к директорам двух общеобразовательных школ. Из сообщения прокуратуры неясно, установлены ли на школьных компьютерах контент-фильтры, однако мы исходим из того, что в противном случае прокуратура указала бы на их отсутствие.

  • 17 апреля 2015 года прокуратура Приморского края сообщила о представлении, внесенном вице-губернатору Приморского края, курирующему деятельность департамента образования и науки. Поводом для санкции стали нарушения в деятельности департамента образования и науки Приморского края, в частности, факты "ненадлежащего функционирования средств контент-фильтрации в школах", позволявшие получить доступ в запрещенным, в том числе экстремистским, материалам.

  • 17 апреля 2015 года стало известно о трех исках, поданных в суд прокуратурой Маловишерского района Новгородской области, в которых содержится требование обязать руководителей трех школ района заблокировать доступ с школьных компьютеров к запрещенным, в том числе экстремистским, материалам в интернете. Из сообщения прокуратуры неясно, установлены ли на школьных компьютерах контент-фильтры, однако мы исходим из того, что в противном случае прокуратура указала бы на их отсутствие.

  • 13 апреля 2015 года прокуратура Костромы сообщила о представлениях, внесенных в адрес директоров двух городских школ, а также председателя Комитета образования, культуры спорта и работы с молодежью администрации Костромы. Поводом для санкций стало то, что контент-фильтры, установленные на школьных компьютерах, "в полном объеме" не ограничивают доступ к запрещенной, в том числе экстремистской информации.

  • 9 апреля 2015 года стало известно об иске, поданном в суд прокуратурой Майминского района Республики Алтай. В исковом заявлении содержится требование к руководству Карасукской школы устранить нарушения прав несовершеннолетних на защиту от информации, способной нанести вред их здоровью и развитию. Поводом для иска стало то, что установленная на школьных компьютерах система контентной фильтрации позволяла доступ к запрещенной, в том числе экстремистской, информации.

  • 3 апреля 2015 года стало известно, что Всеволожская городская прокуратура Ленинградской области направила три исковых заявления об обязании образовательных учреждений закрыть доступ к материалам из Федерального списка экстремистских материалов. Поводом для исков стало то, что в ряде образовательных учреждений города "не налажена система контент-фильтрации на компьютерах" и потому имеется доступ к запрещенным материалам: в частности, в Сертоловской школе № 1 с компьютера, установленного в кабинете информатики, имеется доступ к материалам, включенным в Федеральный список экстремистских материалов. Из сообщения прокуратуры неясно, были ли установлены на школьных компьютерах контент-фильтры, однако мы исходим из того, что в противном случае прокуратура указала бы на их отсутствие.

  • 31 марта 2015 года прокуратура Советского района Липецка сообщила о представлениях, внесенных руководителям Воронежского экономико-правового института и филиала Института международного права и экономики. Поводом для санкций стало то, что, несмотря на установленные на учебных компьютерах контент-фильтры, студенты имели доступ к запрещенным, в том числе экстремистским сайтам.

  • 31 марта 2015 года стало известно, что прокуратура Заринска Алтайского края приняла меры реагирования в отношении шести образовательных учреждений города (подробности не сообщаются). Поводом для санкций стало, в частности, то, что с компьютеров этих учреждений имелся доступ к запрещенным, в том числе экстремистским, материалам. В сообщении прокуратуры не говорится, были ли установлены на компьютерах контент-фильтры, однако мы исходим из того, что в противном случае было бы указано на их отсутствие.

  • 31 марта 2015 года прокуратура Рубцовска Алтайского края сообщила о представлениях, внесенных директорам двух школ города в связи с тем, что установленные на школьных компьютерах контент-фильтры не блокировали доступ к материалам, признанным экстремистскими.

  • 27 марта 2015 года прокуратура Костромской области сообщила, что прокуратурой Чухломского района было внесено представление об устранении нарушений законодательства в адрес директора Судайской средней школы. Поводом послужило, в частности, то, что установленный на школьных компьютерах контент-фильтр не полностью справлялся с задачей.

  • 26 марта 2015 года прокуратура Свердловской области сообщила, что мировой суд участка №1 города Березовский оштрафовал на 20 тысяч рублей Центральную библиотечную систему города по ч. 2 ст. 6.17 КоАП РФ (неприменение лицом, организующим доступ к распространяемой посредством сети "Интернет" информации в местах, доступных для детей, административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию). Поводом для преследования послужило то, что контент-фильтр, установленный на компьютере в читальном зале библиотеки, не полностью справлялся с задачей. Кроме того, в адрес директора ЦБС было внесено представление об устранении нарушений законодательства, после чего программист ЦБС был привлечен к дисциплинарной ответственности. Сообщается, что допущенные библиотекой нарушения были устранены.

  • 25 марта 2015 года прокуратура Пермского края сообщила о том, что прокуратурой Уинского района были внесены представления в адрес директоров восьми местных школ. Поводом послужило то, что установленная на компьютерах система контент-фильтрации не справлялась с задачей. Сообщается, что нарушения были устранены, преподавателей информатики привлекли к дисциплинарной ответственности.

  • 25 марта 2015 года прокуратура Магаданской области сообщила о том, что прокуратурой Омсукчанского района было внесено представление в адрес директора Профессионального училища №11. Поводом послужило, в частности то, что установленная на компьютерах система контент-фильтрации не справлялась с задачей.

  • 23 марта 2015 года прокуратура Республики Алтай сообщила, что по результатам проверки, проведенной в муниципальных школах Горно-Алтайска, выяснилось, что контент-фильтры, установленные на школьных компьютерах, не полностью справляются с задачей. В связи с этим в адрес директоров образовательных учреждений были внесены представления об их незамедлительном устранении. Кроме того, сообщается, что подобное представление городской прокуратуры, было рассмотрено 19 марта 2015 года в Республиканской гимназии им. В.А. Плакаса, двое сотрудников были привлечены к дисциплинарной ответственности.

  • 16 марта 2015 года стало известно о пяти исках об обязании блокировать доступ к экстремистским материалам, которые прокуратура Аннинского района Воронежской области подала к руководству Пугачевской, Рамоньской, Большеясырской, Новожизненской, Новокурлакской школ района. Поводом для исков стало то, что со школьных компьютеров, установленных в кабинетах информатики, имелся доступ к материалам, включенным в Федеральный список экстремистских материалов. В сообщении прокуратуры не говорится, были ли установлены на компьютерах контент-фильтры, однако мы исходим из того, что в противном случае прокуратура указала бы на их отсутствие.

  • 13 марта 2015 года стало известно о представлении, которое прокуратура Ленинского района Самары внесла директору гимназии № 11 Самары. Поводом для представления стал "сбой контентного фильтра", в результате чего со школьных компьютеров стал возможен доступ к запрещенным материалам.

  • 13 марта 2015 года прокуратура Мучкапского района Тамбовской области сообщила о представлении, внесенном директору Центральной библиотеки Мучкапского района. Поводом для представления стало, в частности, отсутствие контент-фильтров на библиотечных компьютерах. Эпизод включен в нашу подборку, поскольку претензии здесь идентичны обычным претензиям к школам. Кроме того, библиотеки не являются образовательными учреждениями и не включены в программу по обязательной установке систем контентной фильтрации.

  • 10 марта 2015 года прокуратура Еманжелинска Челябинской области сообщила о восьми исковых заявлениях к руководителям городских школ, в которых потребовала обеспечить блокирование доступа к сайтам с экстремистскими материалами. Поводом для санкции прокуратуры стало то, что с школьных компьютеров имелся доступ к экстремистской информации. В сообщении прокуратуры не говорится, были ли установлены на компьютерах контент-фильтры, однако мы исходим из того, что в противном случае прокуратура указала бы на их отсутствие.

  • 6 марта 2015 года стало известно о представлениях, внесенных Соликамской городской прокуратурой Пермского края директорам четырех школ Соликамска, в которых содержалось требование установить систему контент-фильтрации на школьные компьютеры. Из сообщения прокуратуры, однако, понятно, что такая система на школьных компьютерах уже была установлена, но "имеющихся контент-фильтров недостаточно", отчего у учащихся имелся доступ к запрещенной информации.

  • 4 марта 2015 года стало известно о пяти исковых заявлениях об обязании устранения нарушений, поданных прокуратурой Махачкалы в отношении руководителей школ Махачкалы. Санкции были вызваны, в частности, тем, что с компьютеров в школьных кабинетах информатики, имелся доступ к материалам, включенным в Федеральный список экстремистских материалов. В сообщении прокуратуры не говорится, были ли установлены на компьютерах контент-фильтры, однако мы исходим из того, что в противном случае прокуратура указала бы на их отсутствие.

  • 3 марта 2015 года прокуратура Горно-Алтайска сообщила о представлении, внесенном руководству школы № 7 Горно-Алтайска в связи с тем, что на школьных компьютерах был "не в должной мере" ограничен доступ к сайтам с запрещенными, в том числе экстремистскими материалами.

  • 25 февраля 2015 года прокуратура Советского района Казани сообщила о представлениях, внесенных начальнику отдела образования администрации Советского района Казани Венере Нуреевой и директору Казанского строительного колледжа Александру Просневу. Поводом для санкций стало то, что, несмотря на установленные контент-фильтры, с компьютеров русско-татарской школы № 124, школ № 141 и № 84 Казани, а также Казанского строительного колледжа был возможен доступ к запрещенным, в том числе экстремистским, материалам.

  • 25 февраля 2015 года стало известно о представлениях, внесенных прокуратурой Грязинского района Липецкой области руководителям 10 школ Грязинского района. Поводом для санкций, стало, в частности, то, что с компьютеров, установленных в классах, имелся доступ к материалам, внесенным в Федеральный список экстремистских материалов. В сообщении прокуратуры не говорится о наличии на школьных компьютерах контент-фильтров, однако мы исходим из того, что в противном случае прокуратура указала бы на их отсутствие.

  • 11 февраля 2015 года прокуратура Ярославской области сообщила, что прокуратура Кировского района Ярославля внесла представления в адрес руководства пяти образовательных учреждений: Центра детско-юношеского технического творчества, а также средних школ №№ 1, 7, 49 и 70. Поводом послужило то, что установленные на компьютерах этих заведений контент-фильтры не справлялись с задачей. Сообщается, что представления были удовлетворены и нарушения устранены.

  • 11 февраля 2015 года стало известно, что прокуратура Краснокутского района Саратовской области направила в суд три исковых заявления в адрес трех местных школ с требованием обязать их наладить надлежащую работу контент-фильтров, которые не обеспечивали полной защиты от запрещенной информации, так что, в частности, со школьных компьютеров был возможен доступ на сайты запрещенных в России украинских организаций.

  • 2 февраля 2015 года прокуратура Череповецкого района Вологодской области сообщила о представлении, внесенном директору Сосновской средней школы. Поводом для санкции стало то, что на школьных компьютерах отсутствовала «надлежащая контентная фильтрация», что сделало возможным доступ к запрещенной, в том числе экстремистской, информации.

  • 2 февраля 2015 года стало известно, что в четвертом квартале 2014 года Буйская межрайонная прокуратура Костромской области внесла представления ряду директоров образовательных учреждений города (точно число не сообщается), в связи с тем, что с компьютеров в кабинетах информатики этих учреждений имелся доступ к материалам, включенным в Федеральный список экстремистских материалов. В сообщении прокуратуры не говорится, были ли установлены на компьютерах контент-фильтры, однако мы исходим из того, что в противном случае прокуратура указала бы на их отсутствие.

  • 28 января 2015 года стало известно о представлении, внесенном прокуратурой Октябрьского района Пензы ректору Пензенского государственного технологического университета. Поводом для санкции стало, в частности, то, что с компьютеров, установленных в библиотеке университета, несмотря на имеющиеся контент-фильтры, имелся доступ к запрещенным материалам (например, к книге А. Гитлера «Майн кампф»).

  • 20 января 2015 года прокуратура Сонковского района Тверской области сообщила о представлении, внесенном директору Сонковской межпоселенческой библиотеки. Поводом для санкции стало то, что контент-фильтры, установленные в Центральной библиотеке района и Беляницкой сельской библиотеке, позволяли доступ к запрещенным материалам, в том числе включенным в Федеральный список экстремистских материалов. Эпизод включен в нашу подборку, поскольку претензии здесь идентичны обычным претензиям к школам. Кроме того, библиотеки не являются образовательными учреждениями и не включены в программу по обязательной установке систем контентной фильтрации.

  • 14 января 2015 года Керченский городской суд Республики Крым признал директора ЦБК Керчи виновным в правонарушении по ст. 20.29 КоАП (массовое распространение экстремистских материалов) и оштрафовал его на 2 тысячи рублей. Дело было возбуждено прокуратурой Керчи в связи с тем, что на компьютерах в городских библиотеках не были установлены системы контентной фильтрации. Эпизод включен в нашу подборку, поскольку претензии здесь идентичны обычным претензиям к школам. Кроме того, библиотеки не являются образовательными учреждениями и не включены в программу по обязательной установке систем контентной фильтрации.

  • 13 января 2015 года прокуратура Красновишерского района Пермского края сообщила о представлениях внесенных директорам Паршаковской и Бычинской школ Красновишерского района. Поводом для санкций стало то, что установленная на школьных компьютерах система контентной фильтрации не обеспечивала блокировку доступа к запрещенным, в том числе экстремистским, материалам.

  • Ссылки на данную статью [6]