4 июля 2012 года тюменский общественный активист Андрей Кутузов, осужденный в 2011 году по по ч.1 ст. 280 УК РФ (публичные призывы к экстремистской деятельности), сообщил о том, что была заблокирована его платежная карта Запсибкомбанка. Как пояснил вице-президент банка, блокировка карты объясняется тем, что Кутузов был включен в список террористов и экстремистов, составленный Росфинмониторингом: "Мы моментально фиксируем людей, включенных в открытый перечень Росфинмониторинга, и на основании пункта 10 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", блокируем их карты".
Действительно, согласно ст. 7.10 федерального закона, "организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, приостанавливают такие операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на два рабочих дня с даты, когда распоряжения клиентов об их осуществлении должны быть выполнены, и не позднее рабочего дня, следующего за днем приостановления операции, представляют информацию о них в уполномоченный орган в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с пунктом 2 статьи 6 настоящего Федерального закона порядке сведения об их участии в террористической деятельности, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица." Банковские карты, предназначенные для мгновенного проведения платежей, не предусматривают возможности задержки операций на два дня. Напомним, под действие закона подпадают как осужденные за террористическую деятельность, так и за экстремизм.
На примере Кутузова мы имеем возможность убедиться в том, что данная норма закона является чрезмерно жесткой и недостаточно оправданной с точки зрения безопасности. И дело не только в том, что Кутузов, с нашей точки зрения, был осужден неправомерно и, как и другие жертвы неправомерного применения антиэкстремистского законодательства, таким образом сталкивается с дополнительным поражением в правах. На наш взгляд, в любом случае достаточно было бы ограничить размер транзакций по карте осужденного, поскольку небольшие платежи едва ли могут представлять опасность и не нуждаются в дополнительной проверке. Кроме того, лишая людей, осужденных за терроризм и экстремизм, возможности пользоваться картами, государство лишает себя удобного механизма контроля, ведь они будут снимать со счета крупные суммы наличными и тратить их по своему усмотрению так, что за этим невозможно будет проследить.