Новости по теме

Псковская журналистка Светлана Прокопьева стала подозреваемой по делу об оправдании терроризма

Возбуждено уголовное дело по ст. 205.2 УК о радиопередаче, посвященной взрыву в приемной УФСБ в Архангельске.


6 февраля 2019 года сотрудники Следственного комитета России по Псковской области провели следственные действия в доме журналистки Светланы Прокопьевой и в офисе радиостанции "Эхо Москвы в Пскове". Журналистка стала подозреваемой по ч. 2 ст. 205.2 УК (публичное оправдание терроризма в СМИ). После допроса ее отпустили под обязательство о явке. 3 апреля 2019 года срок расследования по делу Прокопьевой был продлен до 5 июня.

Дело было возбуждено в связи с выходом в эфир радиостанции в ноябре 2018 года передачи Прокопьевой "Минутка просветления". Расшифровка эфира была опубликована на сайте "Псковская лента новостей".

Речь идет о выпуске, транслировавшемся в ноябре 2018 года и посвященном взрыву в приемной УФСБ в Архангельске. Анализируя это событие, Прокопьева рассуждала о том, что действия взорвавшегося молодого человека были обусловлены репрессивной политикой государства, которое ограничивает возможности для цивилизованной политической борьбы и выражения мнения и проявляет жестокость в отношении граждан. Журналистка отметила, что велик риск того, что молодежь, растущая в атмосфере жестокости государства, будет отвечать государству тем же.

Как "Эхо Москвы в Пскове", так и "Псковская лента новостей" в декабре получили за этот материал предупреждения Роскомнадзора. 6 февраля радиостанцию также оштрафовали по ч. 6 ст. 13.15 КоАП на 150 тыс. рублей, рассмотрение аналогичного дела в отношении издателя "Псковской ленты новостей" назначено на 7 февраля.

Административные дела были возбуждены на основании экспертного заключения, выполненного ФГУП "Главный радиочастотный центр". По мнению специалистов, в материале содержалось "признание логичности, обоснованности террористической деятельности", использованные автором материала жанровые особенности "соответствуют характеристике речевой стратегии оправдания", а также что "в тексте активно используется тактика оправдания террористической деятельности в отношении представителей органов государственной власти" и "аргументируется позиция, что в сложившейся в обществе политической ситуации нет другого способа для привлечения внимания к существующим проблемам, кроме как совершать теракты".

На наш взгляд, преследования журналистки и СМИ неправомерны. Согласно примечанию к ст. 205.2 УК, под публичным оправданием терроризма следует понимать "публичное заявление о признании идеологии и практики терроризма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании", и другого правового определения этого понятия в российском законодательстве нет. В программе Прокопьевой не говорилось ничего о том, что идеология или практика терроризма являются правильными и заслуживают подражания, соответственно, мы считаем, что признаков оправдания терроризма в ней не было. Не можем мы усмотреть в ней и признаков "пропаганды терроризма", как она определена в ст. 205.2 УК.

Ссылки на данную статью [14]