Новости по теме

"Эхо Москвы в Пскове" и "Псковскую ленту новостей" оштрафовали за передачу о взрыве в Архангельске

Издателей "Эха Москвы в Пскове" и "Псковской ленты новостей" оштрафовали на 150 и 200 тыс. рублей соответственно за передачу Светланы Прокопьевой о причинах взрыва в приемной УФСБ в Архангельске.


6 февраля 2019 года мировой судья судебного участка № 32 Пскова оштрафовала на 150 тыс. рублей по ч. 6 ст. 13.15 КоАП (производство либо выпуск продукции средства массовой информации, содержащей публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, материалы, публично оправдывающие терроризм) радиостанцию "Эхо Москвы в Пскове". Об этом сообщил журналистам ее главный редактор Михаил Костиков. По всей видимости, речь идет о деле ООО "Рекламное агентство "Бумеранг", осуществляющего деятельность радиостанции, которое было назначено к рассмотрению в судебном участке № 31.

7 февраля по аналогичному делу мировой суд оштрафовал на 200 тыс. рублей ООО "Гражданская пресса", которое выпускает сайт "Псковская лента новостей". Как радиостанция, так и портал входят в холдинг "Гражданская пресса".

Протоколы по ст. 13.15 КоАП были составлены Роскомнадзором в связи с выходом в эфир на радиостанции "Эхо Москвы в Пскове" передачи "Минутка просветления" Светланы Прокопьевой и публикацией расшифровки эфира на сайте "Псковская лента новостей". Речь идёт о выпуске, транслировавшемся в ноябре 2018 года и посвященном взрыву в приемной УФСБ в Архангельске. Анализируя это событие, Прокопьева рассуждала о том, что действия взорвавшегося молодого человека были обусловлены репрессивной политикой государства, которое ограничивает возможности для цивилизованной политической борьбы и выражения мнения и проявляет жестокость в отношении граждан. В декабре Роскомнадзор вынес радиостанции и "Псковской ленте новостей" предупреждения за этот материал.

Административные дела были возбуждены на основании экспертного заключения, выполненного ФГУП "Главный радиочастотный центр". По мнению специалистов, в материале содержалось "признание логичности, обоснованности террористической деятельности", использованные автором материала жанровые особенности "соответствуют характеристике речевой стратегии оправдания", а также что "в тексте активно используется тактика оправдания террористической деятельности в отношении представителей органов государственной власти" и "аргументируется позиция, что в сложившейся в обществе политической ситуации нет другого способа для привлечения внимания к существующим проблемам, кроме как совершать теракты".

Экспертизу, предоставленную стороной защиты, судьи отклонили. Кроме того, при рассмотрении второго дела судья отметила, что текст написан доступным языком, и не требуется специальных познаний для того, чтобы сделать вывод о тождественности слов "подрывник" и "террорист" в тексте, а также что Прокопьева не имела доступ к официальным документам о причинах теракта, но при этом сделала вывод о невозможности выражения несогласия с властью в правовом поле, а не оценила отрицательно действия подрывника.

6 февраля также стало известно, что Светлана Прокопьева стала подозреваемой по уголовному делу, возбужденному по ч. 2 ст. 205.2 УК (публичное оправдание терроризма в СМИ).

На наш взгляд, привлечение СМИ и автора материала к ответственности за эту передачу неправомерно. Согласно ст. 205.2 УК, под публичным оправданием терроризма следует понимать "публичное заявление о признании идеологии и практики терроризма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании", и другого правового определения этого понятия в российском законодательстве нет. В программе Прокопьевой не говорилось ничего о том, что идеология или практика терроризма являются правильными и заслуживают подражания, соответственно, мы считаем, что признаков оправдания терроризма в ней не было.

Ссылки на данную статью [14]