14 февраля 2018 года пресс-служба Верховного суда РФ сообщила, что кассационная жалоба на приговор видеоблогеру Руслану Соколовскому не будет передана на рассмотрение в президиум ВС.
Напомним, жалоба в ВС была подана защитой Соколовского 12 декабря 2017, адвокат Алексей Бушмаков настаивал, что в действиях его подзащитного не было состава преступления, а в основу приговора легли сомнительные свидетельские показания.
Напомним, Верх-Исетский районный суд в мае 2017 года признал Соколовского виновным в совершении 9 эпизодов преступления, предусмотренного ст. 282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства), 7 эпизодов по ч. 1 ст. 148 УК РФ (публичные действия, направленные на оскорбление чувств верующих) и одного эпизода по ст. 138.1 УК РФ (незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации). Обвинения в возбуждении ненависти и оскорблении чувств верующих были предъявлены Соколовскому за публикацию видеороликов, изобилующих провокационными высказываниями, прежде всего атеистического свойства, в том числе, сюжета о ловле покемонов в екатеринбургском соборе Покрова на Крови (подробнее о роликах Соколовского мы писали здесь), его также обвиняли в приобретении "шпионской ручки". В июле 2017 года Свердловский областной суд рассмотрел апелляционную жалобу на решение Верх-Исетского районного суда по делу Соколовского и изменил его, исключив обвинение по ст. 138.1 УК. Соответственно, было изменено и наказание: вместо трех с половиной лет условного срока лишения свободы Соколовский получил два года три месяца с испытательным сроком в два года. 16 октября 2017 года Свердловский областной суд отклонил кассационную жалобу Соколовского.
Мы считаем, что приговор Соколовскому неправомерен. Блогеру можно было вменить в вину лишь унижение достоинства по религиозному признаку, однако унижение достоинства, с нашей точки зрения, должно быть вынесено из состава ст. 282 УК и перенесено в КоАП, где уже находится статья об оскорблении, поскольку подобные деяния не представляют серьезной опасности для общества. Мы выступали против поправок, согласно которым в состав ст. 148 УК было введено "оскорбление чувств верующих", поскольку убеждены, что это неопределенное понятие не имеет и не может иметь четкого юридического смысла. С нашей точки зрения, применение ст. 148 УК в ее нынешнем виде нарушает право граждан на свободу слова и свободу совести.