Нормы КоАП и УК, касающиеся "иностранных агентов", приводят в соответствие новому рамочному закону.
19 октября 2022 года Госдума приняла в первом чтении два законопроекта, которые уточняют нормы Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) и Уголовного кодекса (УК), связанные с деятельностью "иностранных агентов". Эти поправки, внесенные в Думу 14 сентября, не затрагивают санкции, предусмотренные рядом статей КоАП и ст. 330.1 УК, а лишь приводят диспозиции в соответствие новому закону об "иноагентах", который должен вступить в силу 1 декабря 2022 года.
Напомним, вместо формулировок о "лицах, выполняющих функции иностранного агента" в нем используется короткий термин "иностранный агент". Помимо некоммерческих организаций, общественных объединений, СМИ и физлиц, действие закона распространяется также на юрлиц любой организационно-правовой формы и "иные объединения лиц".
В статьях КоАП о непредставлении "иноагентами" сведений в госорганы предлагается в соответствии с новым законом уточнить, что они распространяются также и на тех лиц, которые только намереваются действовать в качестве "иноагента".
Уточняются законопроектом и положения КоАП, касающиеся ответственности за отсутствие "иноагентской" маркировки в материалах, распространяемых НКО, другими юрлицами, общественными объединениями и "иными объединениями", а также их учредителями, членами, участниками, руководителями. В предлагаемой редакции эта ответственность будет следовать в тех случаях, когда материалы распространяются при осуществлении политической деятельности, при сборе сведений в области военной, военно-технической деятельности и при "распространении предназначенных для неограниченного круга лиц сообщений и материалов и (или) участии в создании таких сообщений и материалов". Действующие нормы предполагают, что материалы должны маркироваться только при осуществлении политической деятельности.
В официальных отзывах на законопроекты правительство России указало, что поддержит их при условии доработки. По мнению правительства, в КоАП и УК следует учесть, что новый закон об "иноагентах" закрепляет единый статус "иностранного агента" "вне зависимости от сферы деятельности данного лица и его субъектного состава". Иными словами, предлагается исключить из КоАП и УК дифференцирование ответственности НКО и юрлиц, общественных и иных объединений и СМИ, признанных "иноагентами". Кроме того, правительство считает, что в них нужно учесть положение закона о едином реестре физлиц, аффилированных с "иноагентами". Что подразумевается под этим замечанием, неясно, так как на данный момент статус таких "аффилированных" лиц не накладывает на них никаких обязательств, кроме особого порядка агитации при участии в выборах. Наконец, в правительстве заметили, что корректировке подлежит также ч. 2 ст. 239 УК о создании НКО, посягающих на права граждан.
Комитет Думы по госстроительству, готовивший поправки к первому чтению, в свою очередь отметил, что критерии отнесения кого-либо к лицам, "намеревающмся действовать" в качестве "иностранных агентов" нигде не определены, и поэтому устанавливать ответственность за это не нужно. Он также отметил, что название ст. 330.1 УК и положения ч. 2 ст. 239 УК следует привести в соответствие с новой терминологией, используемой в законе об "иноагентах".