Новости по теме

В Госдуму внесен очередной законопроект, "совершенствующий" законодательство об "иноагентах"

Законопроект предусматривает внесение в отдельные законы поправок, которые должны обеспечить заявленные ранее ограничения для "иностранных агентов"; заодно планируется ввести в законодательство новые ограничения в сфере свободы собраний.

9 июня 2022 года сенаторы Андрей Климов, Владимир Джабаров, Елена Афанасьева и депутаты Василий Пискарев, Эрнест Валеев, Рахим Азимов, Анатолий Выборный, Андрей Альшевских, Михаил Делягин, Андрей Луговой, Игорь Чемерис и Мария Бутина внесли в Госдуму законопроект № 140449–8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В пояснительной записке к законопроекту авторы указывают, что он входит в пакет федеральных законов, "направленных на совершенствование регулирования статуса иностранного агента".

Законопроект № 140449–8 дополняет принятый 7 июня в первом чтении законопроект № 113045–8 "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", а именно содержит предложения по внесению соответствующих изменений в отдельные правовые акты, а также вводит новые ограничения в сфере свободы собраний. 

В законопроекте предлагается внести поправки в следующие федеральные законы: 

  • "О политических партиях": никакие "иноагенты" не смогут жертвовать политическим партиям; партиям также будет запрещено заключать с ними сделки (сейчас ограничения распространяются только на НКО, включенные в реестр);
  • "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской̆ Федерации": "иноагенты" не смогут участвовать в избирательных кампаниях и кампаниях по проведению референдумов, не смогут быть членами избирательных комиссий с правом решающего голоса; в случае признания члена избирательной комиссии с правом решающего голоса "иноагентом", его или ее полномочия будут немедленно прекращаться;
  • "О системе государственной службы Российской Федерации": защита госслужбы об иностранного влияния войдет в список основных принципов госслужбы, в частности, предусматривается запрет для "иноагентов" пребывать на госслужбе и поступать на госслужбу;
  • "О государственной̆ гражданской службе Российской Федерации": граждане, признанные "иноагентами", не смогут поступить на гражданскую службу, в случае признания гражданского служащего "иноагентом", их полномочия будут прекращаться;
  • "О муниципальной службе в Российской Федерации": граждане, признанные "иноагентами", не смогут поступить на муниципальную службу, в случае признания муниципального служащего "иноагентом", их полномочия будут прекращаться;

  • "О статусе военнослужащих": на военнослужащих будут распространяться ограничения, запреты и обязанности предусмотренные законодательством об "иноагентах" за исключением отдельных случаев; 

  • "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской̆ Федерации": предполагается, что положения этого закона не должны применяться к регулированию деятельности "иноагентов";
  • "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства": будут введены новые ограничения для "иностранных агентов";

  • "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц": "иноагентам" нельзя будет становиться участниками государственных и муниципальных закупок;

  • "О страховании вкладов в банках Российской̆ Федерации": средства, размещенные в банках "иноагентами" (за исключением физлиц), не будут подлежать страхованию;
  • "О бухгалтерском учете": организации, признанные "иностранными агентами", не смогут вести упрощенную форму бухучета;
  • "Об образовании в Российской Федерации": "иноагенты" будут не вправе заниматься просветительской деятельностью в отношении несовершеннолетних; "иноагенты" не будут допускаться к преподаванию в государственных и муниципальных учреждениях;

  • "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию": "иностранным агентам" будет запрещено производить информацию для детей; произведенная "иноагентом" информация для детей будет приравниваться к информации, причиняющей вред здоровью и/или развитию детей.
Отдельного внимания заслуживают поправки, которые сенаторы и депутаты предлагают внести в федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях":
  • "Иноагентам" будет запрещено выступать в качестве организаторов публичных мероприятий, а также передавать организаторам таких мероприятий любое имущество или материальные средства для их проведения;
  • Никому нельзя будет проводить собрания, митинги, шествия и демонстрации на вокзалах, в аэропортах, портах, пристанях, на территориях образовательных, медицинских и социальных организаций, детских и спортивных площадках, у зданий и на территориях зданий органов публичной власти, объектов жизнеобеспечения, у культовых помещений и зданий и их участков, а также в иных местах, в зависимости от особенностей каждого субъекта РФ.
Вышеизложенные поправки направлены на дальнейшую интеграцию норм об "иностранных агентах" во все сферы законодательства. И здесь в очередной раз можно отметить, что вопреки заверениям российских законотворцев о том, что статус "иностранного агента" не предполагает дискриминации, ограничения, которые предлагают авторы законопроектов № 140449–8 и № 113045–8, значительно расширяют число запретов и ограничений для организаций и граждан, признанных "иностранными агентами". Кроме того, предложенные поправки к закону "О собраниях…", на неясных основаниях включенные в этот законопроект, подразумевают очередное существенное ограничение права на свободу собраний, которое закреплено в статье 31 Конституции.

Ссылки на данную статью [16]