Профильный комитет рассмотрел поправки к законопроекту об "иностранных агентах".
22 июня 2022 года комитет Госдумы по безопасности и противодействию коррупции рассмотрел поправки к проекту федерального закона "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", который должен стать рамочным законом о деятельности "иностранных агентов" в России. К документу поступило 74 поправки, из которых было одобрено 14. Как заявил глава комитета Василий Пискарев, в условиях, "когда проводится специальная военная операция, всякого рода либерализация данного законопроекта недопустима".
Законопроект был принят в первом чтении 7 июня. Подробнее об этом см. здесь.
Согласно рекомендованным поправкам, признанию "иностранными агентами" не будут подлежать должностные лица международных организаций, въехавшие в Россию в связи с исполнением служебных обязанностей, сотрудники представительств этих организаций, иностранные дипломаты и сотрудники представительств иностранных государств, а также объединения работодателей и торгово-промышленные палаты.
Приобретать статус "иностранного агента" лицо будет не в день включения в соответствующий реестр, как планировалось изначально, а на следующий день после обновления реестра на сайте Минюста.
К "иностранным источникам", от которых "иностранный агент" получает помощь либо которые оказывают "воздействие" на него "путем принуждения, убеждения и (или) иными способами", будут отнесены, помимо прочего, иностранные структуры без образования юридического лица.
Ранее предлагалось не относить к "политической деятельности", которой занимаются "иноагенты", деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, соцобслуживания и соцзащиты, защиты материнства, отцовства и детства, соцподдержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, защиты окружающей среды, а также благотворительность. Согласно новым предложениям, этот перечень дополняется также защитой человеческой жизни, семьи и традиционных семейных ценностей. Однако "политической" любая такая деятельность не будет считаться только в том случае, если она "не противоречит национальным интересам Российской Федерации, основам публичного правопорядка Российской Федерации, иным ценностям, защищаемым Конституцией Российской Федерации".
Вместо единого реестра "иностранных агентов" и аффилированных с ними лиц теперь предлагается вести два отдельных реестра.
Согласно поправкам, правительство России должно будет установить требования по маркировке распространяемых "иноагентами" материалов и форму такой маркировки. При этом обязанность маркировать материалы будет распространена также на на руководителя включенного в реестр "иноагентов" общественного объединения, действующего без образования юридического лица.
Изначально планировалось, что Минюст будет выдавать "иноагентам" предупреждения, которые можно будет обжаловать в суде. Однако теперь вместо этого предлагается выдавать "иноагентам" обязательные для исполнения предписания. При этом минимальный срок исправления нарушений, выявленных Минюстом, по-прежнему устанавливается в один месяц.
Запрет на работу "иноагентов" с несовершеннолетними был переформулирован. Теперь "иноагенты" не смогут осуществлять просветительскую деятельность "в отношении несовершеннолетних и (или) педагогическую деятельность в государственных и муниципальных образовательных организациях". Организации-"иноагенты" также не смогут осуществлять образовательную деятельность в отношении несовершеннолетних. Уточнено также, что запрет на получение госфинансирования распространяется и на творческую деятельность "иноагентов". Кроме того, "иноагенты" не смогут выступать экспертами в государственной экологической экспертизе, а также не смогут эксплуатировать значимые объекты критической информационной инфраструктуры и обеспечивать их безопасность.
Вступление закона в силу намечено на 1 декабря 2022 года.