Новости по теме

ГД приняла закон о внесудебной блокировке незаконной агитации в интернете

ГД приняла закон о блокировке незаконной агитации в интернете.


16 февраля 2021 года Госдума приняла во втором чтении законопроект, который позволяет избирательным комиссиям принимать решения о блокировке незаконной агитации в интернете. Он был внесен в ноябре 2020 года и принят в первом чтении в декабре. Третье чтение прошло 17 февраля.

Изменения вносятся в законы "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

Закон предусматривает распространение понятий "предвыборная агитация" и "агитация по вопросам референдума" на агитационные материалы в интернете и наделение Центральной избирательной комиссии (ЦИК) правом устанавливать особенности их изготовления и распространения. При этом на федеральных выборах ЦИК, а на местных выборах и референдумах – избирательные комиссии субъектов федерации, а также избиркомы федеральных территорий смогут обращаться в Роскомнадзор с представлениями о пресечении распространения незаконной агитации.

Согласно ст. 15.3-1, которая вносится в закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", такие представления могут быть посвящены временному ограничению доступа к агитационному материалу или его удалению, а также блокировке сайтов в случае уклонения от удаления отдельных материалов с агитацией. Получив представление, Роскомнадзор должен будет незамедлительно направить провайдеру требование о блокировке сайта (которое должно быть незамедлительно исполнено), а также уведомить хостера о необходимости удаления незаконной агитации. Хостер же должен незамедлительно сообщить об этом владельцу сайта. Владелец должен будет удалить контент в течение суток и сообщить об этом в Роскомнадзор, в противном случае хостер должен заблокировать сайт.

В первоначальном варианте законопроекта предусматривалась возможность временной блокировки агитации, ко второму чтению такую возможность изъяли. Однако в законе предусмотрено, что блокировка не может начинаться раньше дня объявления выборов, а оканчивается по истечении пяти дней со дня определения их результатов.

Госдума также приняла во втором и третьем чтениях поправки к Кодексу об административных правонарушениях, в соответствии с которыми ужесточается ответственность за нарушения порядка агитации. По ст. 5.10 КоАП (агитация вне агитационного периода и в запрещенном месте) граждан будут штрафовать на сумму от 5 до 20 тысяч рублей, должностных лиц – от 30 до 50 тысяч, юрлиц – от 100 до 500 тысяч. По ст. 5.12 КоАП (агитация с нарушением требований законодательства) предусматриваются штрафы для граждан от от 5 до 20 тысяч рублей, для должностных лиц – от 30 до 50 тысяч, для юрлиц – от 100 до 500 тысяч.

Отметим, что, с нашей точки зрения, действующее в России законодательство в области ограничения распространения информации в интернете обладает системными недостатками, его применение нередко необоснованно и непропорционально ограничивает свободу слова, и в особенности это касается норм о внесудебных блокировках. На их несоответствие требованиям Европейской конвенции о правах человека и их произвольное применение уже неоднократно обращал внимание ЕСПЧ. Внесенный законопроект также не исключает возможности непропорционального ограничения свободы выражения мнения в результате блокировок целых сайтов за публикацию отдельных агитационных материалов, но, в отличие от существующих механизмов, хотя бы предусматривает ограничение блокировки по времени.

Ссылки на данную статью [2]