Новости по теме

Опубликован проект инструкции Генпрокуратуры по работе с информацией, подлежащей внесудебной блокировке

8 июля 2019 года Федеральный портал проектов нормативных правовых актов опубликовал проект приказа генпрокурора "Об утверждении инструкции о порядке рассмотрения уведомлений о распространяемой с нарушением закона информации в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет»".

Документ призван заменить предыдущую подобную инструкцию № 562, выпущенную 8 октября 2016 года, и более строго регламентирует порядок работы прокуратур с информацией, подлежащей, согласно российскому законодательству, блокировке по требованию Генеральной прокуратуры РФ. Новая инструкция содержит и руководство по работе с информацией, попадающей под действие недавно принятых "законов Клишаса".

Согласно предложенной инструкции, прокуратуры обязаны осуществлять предварительное рассмотрение уведомлений о распространяемой с нарушением закона информации, которые они получают от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов федерации, органов местного самоуправления, организаций или граждан.

При поступлении уведомления на рассмотрение прокурор должен незамедлительно проверить наличие на том или ином ресурсе такой информации, сделать скриншоты, указать адреса, время и дату скриншотов и проанализировать содержание страницы, а если на ней действительно обнаружилась противозаконная информация, то и содержание сайта в целом, а также выясняет, нет ли копий этой информации на других сайтах.

При необходимости "оценки смысловой направленности" материал направляется на экспертное исследование "с целью получения заключения специалиста в области лингвистики, социальной психологии, религиоведения и др". Согласно инструкции, к проведению таких мероприятий могут быть привлечены подразделения МВД, ФСБ, Минюста, иных органов и организаций.

Материалы о результатах предварительного рассмотрения уведомлений, подтверждающие вывод о распространении информации с нарушением закона, не позднее 10 рабочих дней (а в некоторых случаях – незамедлительно) с момента поступления уведомлений направляются нижестоящими прокурорами прокурорам уровня субъектов федерации. При необходимости экспертной оценки материалы направляются наверх не позднее трех рабочих дней после получения результатов экспертизы.

В прокуратурах уровня субъектов федерации составляются заключения, содержащие скриншоты и адреса информации, а также материалы, подтверждающие обоснованность выводов о распространении информации с нарушением закона (копии заключения специалистов (при наличии), сведения о направлении материалов в следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании, постановление о возбуждении уголовного дела, протоколы, постановления и иные документы по делам об административных правонарушениях и др.). Эти заключения не позднее пяти суток с момента поступления материалов из нижестоящей прокуратуры поступают в Генпрокуратуру или Главную военную прокуратуру (если материал шел по линии военных прокуратур).

Если уведомление изначально было рассмотрено прокурором уровня субъекта федерации, заключения и материалы, подтверждающие вывод о распространении информации с нарушением закона, направляются в Генпрокуратуру не позднее 10 рабочих дней с момента поступления уведомлений, а в случаях, не терпящих отлагательства, – незамедлительно, при необходимости "оценки смысловой направленности информации" – не позднее трех рабочих дней после получения результатов экспертизы.

Генпрокуратура по результатам рассмотрения уведомлений и заключений готовит требование в Роскомнадзор о принятии мер по удалению информации и (или) по ограничению доступа к информационным ресурсам в течение 10 рабочих дней, а в случаях, не терпящих отлагательства, – незамедлительно. При установлении данных, указывающих на наличие признаков преступления, прокурор направляет соответствующие материалы в следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании.

Далее Генпрокуратура уведомляет прокуратуры уровня субъектов федерации о результатах рассмотрения заключений, после чего в 30-дневный срок о результатах рассмотрения уведомления сообщается заявителю.

Органы прокуратуры в ходе надзорных мероприятий могут и сами выявить факты распространения информации с нарушением закона, тогда они обязаны составить мотивированное заключение и передать его наверх в соответствии с инструкцией.

Если речь идет об информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, государственным символам, Конституции или госорганам, в соответствии с проектом инструкции, соответствующие уведомления подлежат передаче в Главное управление Генпрокуратуры по надзору за исполнением федерального законодательства. Нижестоящие прокуратуры должны незамедлительно либо не позднее одного рабочего дня информировать прокуратуры уровня субъектов федерации обо всех случаях поступления сведений о возбуждении дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3–5 статьи 20.1 КоАП. Прокуратуры уровня субъектов федерации и ниже также обязаны проводить проверку наличия в интернете информации, в связи с распространением которой возбуждены подобные административные дела, и в случае ее неудаления незамедлительно либо не позднее одного рабочего дня направлять соответствующие материалы вместе с заключением и проектом требования о принятии мер по удалению информации и ограничению доступа к информационным ресурсам в Генпрокуратуру или Главную военную прокуратуруПосле этого Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства обеспечивает подготовку требований о принятии мер по удалению информации и ограничению доступа к информационным ресурсам не позднее трех рабочих дней.

Уведомления об информации, содержащей призывы к экстремистской деятельности в Генпрокуратуре должны передаваться в управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму. При этом, "в случае если информационные материалы с явными признаками экстремистской деятельности имеют или могут иметь широкий общественный резонанс, очевидна необходимость оперативного пресечения их распространения, проведение экспертного исследования не требуется". При выявлении данных, указывающих на наличие признаков преступления, прокурор направляет соответствующие материалы в следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании виновных. Сведения о возбуждении уголовного дела по статьям 205.2, 280, 280.1 УК, связанные с распространением информации в интернете, являются основанием для осуществления прокуратурами мероприятий, описанных в инструкции. Если работник прокуратуры сам выявляет в сети призывы к экстремистской деятельности, он составляет рапорт на имя вышестоящего прокурора, который рассматривается в соответствии с инструкцией.

Когда речь идет об информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, соответствующие уведомления должны передаваться в управления Генпрокуратуры в федеральных округах. После этого прокуратуры уровня субъектов незамедлительно истребуют сведения об организаторах мероприятия, о дате, времени и месте его проведения, количестве участников, согласовании с уполномоченными органами власти, при необходимости иные данные. По результатам осуществления проверки, исследования указанного в уведомлении ресурса, мониторинга сети на предмет выявления копий информации при наличии оснований составляется заключение, которое утверждает начальник управления, готовится требование об ограничении доступа к соответствующим ресурсам. Нижестоящие прокуратуры направляют уведомления в прокуратуры уровня субъектов федерации, где составляется заключение, которое утверждается прокурором субъекта федерации либо его заместителем. Заключение и материалы проверки незамедлительно направляются в управление Генпрокуратуры в федеральном округе, которое при наличии оснований осуществляет подготовку требования об ограничении доступа к информационным ресурсам в срок до пяти дней, а в случаях, не терпящих отлагательства, – незамедлительно. Учет результатов проверки ведет управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму Генпрокуратуры.

В то же управление должны поступать и уведомления о распространении недостоверной общественно значимой информации, создающей угрозу неблагоприятных последствийНижестоящие прокуратуры обязаны незамедлительно либо не позднее одного рабочего дня информировать прокуратуры субъектов федерации обо всех случаях поступления сведений о возбуждении дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 9–11 статьи 13.15 КоАП. Направляемые ими наверх материалы должны содержать описание существа правонарушения, наступивших неблагоприятных последствий или угрозы их наступления, сведения о виновном лице, о возбуждении дела об административном правонарушении, его дальнейшем движении (при наличии), адрес интернет-ресурса, скриншоты, копии имеющихся процессуальных документов по делу об административном правонарушении. Прокуратуры проводят проверку наличия в интернете информации, в связи с распространением которой возбуждено дело об административном правонарушении, и в случае ее неудаления незамедлительно либо не позднее одного рабочего дня направляют материалы вместе с заключением и проектом требования о необходимости ограничения доступа к соответствующим информационным ресурсам в Генпрокуратуру или Главную военную прокуратуруПо результатам рассмотрения поступивших материалов управление обеспечивает подготовку требований о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам не позднее трех рабочих дней, а в случаях, не терпящих отлагательства, – незамедлительно.

Управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму должно следить и за судьбой информации организаций, признанных в России нежелательными. Поступающие в прокуратуры сведения о возбуждении уголовного дела по статье 284¹ УК, а также дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.33 КоАП, дают основания для осуществления ими мероприятий, предусмотренных инструкцией.

Согласно проекту инструкции, по результатам рассмотрения поступивших уведомлений, заключений прокуратур уровня субъектов федерации Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства Генпрокуратуры, управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму Генпрокуратуры, управления Генпрокуратуры в федеральных округах при наличии оснований обязаны готовить требования о принятии мер в соответствии с инструкцией, которые подписываются генеральным прокурором или его заместителями, и направляются сотрудниками одного из управлений в Роскомнадзор. Такие требования должны содержать адрес страницы сайта или доменное имя сайта, дату размещения информации, вид информационного материала (текстовый, аудио-, видео-, фотоматериал), признаки информационного материала, позволяющие идентифицировать его в сети, а также обоснованный вывод о наличии оснований для ограничения доступа к информационным ресурсам. К требованию прилагается скриншот с указанием времени и даты. Рассмотрение требования находится под контролем до удаления соответствующей информации с интернет-ресурсов либо блокирования доступа к ним.

Ссылки на данную статью [27]