Новости по теме

Правительство внесло в Госдуму поправки к закону "О свободе совести и о религиозных объединениях"

В Госдуму внесен законопроект Минюста, в случае принятия которого религиозным группам придется чаще подавать уведомления, а учившиеся за рубежом священнослужители должны будут проходить аттестацию в России.


21 июля 2020 года правительство России внесло в Госдуму законопроект о внесении изменений в федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях".

Предлагается внести в закон следующие поправки:

  • Указать, что государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, "если она не противоречит законодательству Российской Федерации" (в действующей редакции – если "она не противоречит настоящему Федеральному закону").
  • Указать, что руководителем и участником религиозной группы не может быть:
    • иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которого принято решение о нежелательности пребывания в РФ;
    • лицо, включенное в перечень экстремистов и террористов Росфинмониторинга;
    • лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;
    • физическое лицо, чьи счета заморожены Межведомственной комиссией по противодействию финансированию терроризма.
    Таким образом, на руководителей и участников религиозных групп предлагается распространить уже существующие в законодательстве требования к некоммерческим организациям, в том числе религиозным.
  • Установить ежегодную периодичность уведомлений о продолжении деятельности религиозной группы (сейчас – раз в три года), а также требовать в этих уведомлениях указывать сведения в объеме, аналогичном уведомлению о начале деятельности группы. При этом Минюст обязан будет письменно информировать заявителя о получении и регистрации уведомления о создании или предложении деятельности группы в течение пяти дней.
  • Указать, что религиозные организации могут входить, выходить и исключаться из централизованной организации, если это соответствует ее внутренним установлениям, однако может быть установлен и запрет на их выход.
  • Разрешить юридическим лицам, создаваемым религиозными организациями, использовать в названии сведения о вероисповедании и запретить использовать их всем остальным юрлицам.
  • Определить, что в случае принадлежности религиозной организации к иностранной религиозной организации в уставе должно быть указано ее наименование.
  • Упростить регистрацию религиозных организаций: не требовать сведения об адресе постоянно действующего руководящего органа организации, а также обязать органы Минюста самостоятельно запрашивать копию устава учредителя организации, если она не предоставлена заявителем.
  • Установить, что священнослужители, получившие духовное образование за рубежом, проходят аттестацию в российской религиозной организации и до начала работы в России получают дополнительное профессиональное образование.
  • Во всем законе термин "члены" заменить на "участники", а "формы деятельности", которые указываются в уставах религиозных организаций, заменить на "виды деятельности".

О том, что Минюст подготовил подобные поправки, стало известно еще в 2018 году. Замена слова "члены" на "участники" тогда вызвала опасения у ряда верующих и юристов: для христиан значимо понятие "член церкви". Кроме того, принятие законопроекта может создать дополнительные бюрократические трудности для религиозных групп (для них усложняется порядок подачи уведомлений) и религиозных организаций (многим из них для соответствия новой редакции закона придется перерегистрировать устав).

Наконец, проблематичным, если не вступающим в прямое противоречие с конституционным правом на исповедование религии совместно с другими, выглядит запрет на участие в религиозных группах, в том числе для фигурантов перечня Росфинмониторинга. Такое ограничение свободы совести вряд ли можно признать обоснованным, особенно с учетом того, что религиозные группы не обладают собственным имуществом и, соответственно, их руководители и участники не могут распоряжаться им в целях финансирования террористической или экстремистской деятельности. К тому же, в перечень Росфинмониторинга попадают не только осужденные, но и обвиняемые и даже подозреваемые по террористическим и экстремистским статьям.

Ссылки на данную статью [9]