Преследование по статьям об административных правонарушениях экстремистского характера в 2023–2024 годах

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Исследовательский центр «Сова» либо касается деятельности иностранного агента Исследовательский центр «Сова».

Статьи КоАП о публичных высказываниях
Метод анализа данных
Данные по статьям КоАП о публичных высказываниях
Возбуждение ненависти (ст. 20.3.1 КоАП)
Оскорбление власти и общества в интернете (чч. 3–5 ст. 20.1 КоАП)
Дискредитация использования вооруженных сил и действий чиновников за рубежом (ст. 20.3.3 КоАП)
Призывы к нарушению территориальной целостности России и к санкциям против России (ст. 20.3.2 и 20.3.4 КоАП)
Демонстрирование запрещенной символики (ст. 20.3 КоАП)
Распространение экстремистских материалов (ст. 20.29 КоАП)

Заключение


На протяжении последних двух лет Центр «Сова» вел мониторинг применения ряда статей российского Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), которые регулируют публичные высказывания. Часть этих статей основана на положениях закона 2002 года «О противодействии экстремистской деятельности», часть появилась в последние годы в связи с активизацией протестных настроений и политической полемики, в том числе в связи с вооруженными действиями в Украине, и стремлением государства контролировать общественную дискуссию. В этом докладе мы суммируем результаты наших наблюдений за тем, как применялись эти нормы в 2023 и 2024 годах. Доклад основан на статистических данных судебного департамента при Верховном суде России[1], на сведениях о работе российских судов, которые публикует портал ГАС «Правосудие»[2], а также на информации, которую мы размещали эти два года на нашем сайте в виде новостных сообщений и в форме базы проанализированных нами судебных решений, эта база данных доступна на нашем сайте для всех желающих. Мы также благодарны правозащитному медиапроекту «ОВД-Инфо»[3] за возможность получать и обрабатывать данные сайтов российских судов в текущем режиме.


Статьи КоАП о публичных высказываниях

Согласно российскому законодательству, административные правонарушения отличаются от преступлений тем, что их совершение не наносит существенного вреда обществу и не представляет значительной общественной опасности. Этим объясняются отсутствие судимости и в целом менее суровые санкции для правонарушителей.

В то же время система противодействия экстремизму базируется на рамочном законе, который объединяет в одном определении экстремистской деятельности деяния разной степени общественной опасности, от терроризма до демонстрирования запрещенной символики. Поэтому неудивительно, что основанные на законе о противодействии экстремизму статьи КоАП постепенно оказались тесно связаны с нормами Уголовного кодекса; то же касается и некоторых других статей КоАП о публичных высказываниях. Речь идет, с одной стороны, о внедрении механизма административной преюдиции[4], размывающего грань между административным и уголовным преследованием[5], с другой — об ужесточении наказаний по этим статьям КоАП.

В этом докладе речь пойдет о применении следующих статей КоАП: 20.3 (пропаганда или публичное демонстрирование запрещенной символики), 20.29 (массовое распространение экстремистских материалов), 20.3.1 (возбуждение ненависти), 20.3.2 (призывы к нарушению территориальной целостности России), 20.3.3 (дискредитация действий армии и чиновников за рубежом), 20.3.4 (призывы к санкциям против России), а также чч. 3–5 ст. 20.1 о мелком хулиганстве (распространение в интернете информации, выражающей в неприличной форме явное неуважение к обществу, государству, государственным символам, Конституции или властям)[6].

Из них 20.3.1 и 20.3.2 введены в КоАП в рамках «частичной декриминализации» в 2018 и 2020 году соответствующих уголовных статей — ст. 282 и 2801 УК, т. е. введения для этих статей УК административной преюдиции с целью гуманизации законодательства. Ст. 20.3.3 и 20.3.4 были созданы в 2022 году одновременно с введением в УК соответствующих уголовных статей 2803 и 2842 УК, то есть механизм административной преюдиции в данном случае был предусмотрен изначально. В случае же ст. 20.3 произошло ужесточение законодательства — в 2022 году в УК была введена статья 2824 для преследования за повторное демонстрирование запрещенной символики. Таким образом, из перечисленных выше статей лишь ст. 20.29 и чч. 3–5 ст. 20.1 не предусматривают уголовного преследования при повторе правонарушения в течение года.

КоАП предусматривает такие санкции, как административный штраф, административный арест, обязательные работы и предупреждение, конфискация орудия совершения или предмета правонарушения, административное приостановление деятельности организации, административное выдворение за пределы России иностранцев и лиц без гражданства и др. Отметим, что наказанным за публичные высказывания в интернете суды в отдельных случаях назначают конфискацию техники (компьютеров, ноутбуков, смартфонов, модемов, информационных носителей и т. п.) как орудия правонарушения, при том что ее стоимость значительно превосходит размеры административных штрафов. Напомним также, что наказанные по ст. 20.3 и 20.29 КоАП на год лишаются пассивного избирательного права, а также — c 2024 года — не могут быть членами избирательных комиссий с правом решающего голоса.


Метод анализа данных

Ряд общих статистических сведений о применении интересующих нас статей КоАП два раза в год публикует судебный департамент при Верховном суде. Мы приведем сведения департамента об общем числе наказанных в 2023 и 2024 годах и видах назначенных им наказаний для каждой из статей отдельно — сначала по статьям о собственно высказываниях, затем о демонстрировании запрещенной символики, далее — о распространении экстремистских материалов и наконец — для всех в сумме.

Кроме того, мы будем опираться на сведения о судебных решениях 2023–2024 годов о назначении наказаний, которые мы почерпнули на сайтах судов и занесли в нашу базу данных. Отметим, что доля решений 2024 года, с которыми нам удалось ознакомиться, по сравнению с 2023 годом существенно выросла.

Анализируя данные, в том числе сравнивая их по годам, мы будем по нескольким параметрам группировать решения судов, которые нам удалось обработать и занести в базу. Полученные доли мы экстраполируем на приведенное судебным департаментом общее число решений о назначении наказаний по каждой из статей в 2023 и 2024 годах. Просуммировав результаты по всем статьям, взятым вместе, можно составить общее представление о том, как распределяется по выбранным параметрам массив интересующего нас административного правоприменения в целом — к примеру, посмотреть, каково соотношение между числом наказанных за публичные высказывания в интернете и офлайн.

Таким же образом мы проанализируем правоприменение последних двух лет, распределив дела в зависимости от характера публичных высказываний, послуживших поводом для преследования, между следующими условными категориями (некоторые дела могут относиться к нескольким категориям одновременно):

  • дела о высказываниях этноксенофобного характера;
  • дела о высказываниях, связанных с религией;
  • дела о критике властей и их сторонников;
  • дела о высказываниях, связанных с событиями в Украине;
  • дела о пропаганде уголовной субкультуры (АУЕ);
  • прочие дела, в том числе неатрибутированные.

Напомним также, что, ознакомившись с информацией о том или ином деле и занося это дело в нашу базу данных, мы присваиваем ему оценку, в зависимости от того, считаем ли мы ограничение свободы выражения мнения в этом случае обоснованным. «Да» — если, на наш взгляд, деяние было связано с ксенофобией и в целом ограничение было обосновано; «нет» — если мы считаем, что ограничение нарушило право на свободу выражения мнения, то есть, в нашей терминологии, было неправомерным, «иное» — если ограничение было обоснованно, но не было связано с противодействием ксенофобии, «не уверены» — если мы по какой-то причине не можем оценить дело однозначно; «не знаем» — если нам существенно не хватает данных для оценки. В докладе мы приведем оценку всего массива данных по интересующим нас статьям за 2023 и 2024 год.

Общие итоги анализа будут подведены в заключении доклада.


Данные по статьям КоАП о публичных высказываниях

Возбуждение ненависти (ст. 20.3.1 КоАП)

По нашим подсчетам, основанным на агрегированных данных судебного департамента при Верховном суде по ст. 20.3 и ст. 20.3.1 КоАП и данных сайтов судов, число наказанных по ст. 20.3.1 (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства) в 2024 году составило около 1107 человек[7]. Годом ранее таких решений было вынесено примерно 960, так что здесь можно отметить прирост на 15 %.

График ниже позволяет сравнить число наказаний по ст. 20.3.1 КоАП с числом приговоров по ст. 282 УК о возбуждении ненависти, которая применяется в случаях, если такого рода правонарушения совершаются повторно или с отягчающими обстоятельствами.

Основываясь на наших собственных данных в сочетании с данными судебного департамента, мы предполагаем, что в 2024 году в 87 % случаях наказанным по ст. 20.3.1 КоАП суды назначали штрафы, в 7 % — административный арест, в 5 % — обязательные работы, в 1 % — ограничились вынесением предупреждений. В 2023 году распределение наказаний, по нашим подсчетам, было, соответственно, 85 %, 9 % и 6 %, предупреждение было вынесено лишь одно.

Центр «Сова» ознакомился с 650 решениями судов о назначении наказаний по этой статье, т. е. с 59 % таких решений, вынесенных в 2024 году, и с 390 решениями — т. е. с 41 % всех решений — 2023 года.

В 2024 году из известных нам решений 94 % было вынесено за высказывания онлайн (посты и комментарии в соцсетях, видео, изображения и др.) и лишь 6 % — за высказывания офлайн (в основном за ксенофобные выкрики и высказывания в ходе бытовых конфликтов). В 2023 году мы получили примерно то же соотношение: 93 % и 7 %.


Теперь посмотрим, как, в зависимости от объекта враждебных высказываний или критики, решения по ст. 20.3.1 КоАП, внесенные в нашу базу данных, распределились по намеченным нами выше категориям.

В 2024 году примерно в 450 из 650 случаев, т. е. в 70 % дел, высказывания, за которые было назначено наказание, имели этноксенофобный характер. Годом ранее мы насчитали 210 таких дел из 390, т. е. 54 %. Внутри этой категории дела распределились по объектам вражды следующим образом (следует учитывать, что в одном деле могли фигурировать высказывания в адрес представителей разных общностей).

Объект вражды

2023

2024

неславяне и мигранты в целом

6

41

уроженцы Центральной Азии

54

131

уроженцы Кавказа

52

117

евреи

39

69

русские и граждане России[8]

43

58

иные[9] и неназванные общности

91

95

В 2024 году в 42 случаях (6 %) объектами вражды были верующие, последователи тех или иных религий; в 2023 году таких дел в базу было внесено 24, т. е. те же 6 %. В большинстве случаев в этих делах фигурировали и этноксенофобные высказывания, так что эта категория в основном пересекается с предыдущей.

Объект вражды

2023

2024

мусульмане

3

12

христиане

5

12

иудеи

2

5

«неверные», т.е. немусульмане

17

5

иные верующие

5

8

В четырех случаях как в 2023 году, так и в 2024-м, мы сочли преследование неправомерным, поскольку поводом для них послужило не возбуждение ненависти к верующим, а критика христианства с атеистических позиций, критика Русской православной церкви как организации и ее установок в отношении «специальной военной операции» и т. п.


К категории преследования за критику властей и их сторонников в 2024 году мы отнесли 140 дел из 650, т. е. 22 % дел (в 2023 году — 93 из 390, т. е. примерно 24 %). Распределение дел между объектами вражды оказалось следующим.

Объект вражды

2023

2024

представители силовых структур (правоохранительных органов в целом, полиции, Росгвардии, ФСБ и т. п.)

46

74

власти (в целом, чиновники, представители партии «Единая Россия» и т. п.)

23

39

президент лично

15

4

российские военные

10

21

сторонники власти, «русские» и «граждане России» как политические оппоненты

17

26

Здесь необходимы некоторые пояснения.

Во-первых, в таблицу выше включены некоторые случаи преследования, связанные с негативной оценкой русских или граждан России соотечественниками, людьми, причисляющими себя к той же общности. На наш взгляд, такую оценку зачастую следует воспринимать не как возбуждение ненависти или унижение достоинства по признаку этнической принадлежности, а как пусть резкую, но публицистику, критику недостатков российского общества, критику поддержки курса властей как презюмируемой политической позиции большинства сограждан. Таким образом, речь идет о выражении антипатии к оппонентам в рамках политической дискуссии.

Во-вторых, мы полагаем, что присутствие такого неясного группового признака, как принадлежность к социальной группе, в составе норм о возбуждении ненависти располагает к его использованию для защиты не действительно уязвимых групп (к примеру, бездомных или инвалидов), а таких, которые необходимо защищать по мнению властей. Собственно, на практике так и происходит: поводом для привлечения к ответственности становится возбуждение ненависти к таким социальным группам, как правоохранительные органы, представители власти, военные, сторонники властей и СВО, патриоты, граждане России.

Мы расцениваем как правомерное только преследование за высказывания о представителях этих групп, связанные с явными призывами к насилию. Таких случаев внутри этой категории мы отметили всего 26 за 2024 год (19 %) и столько же — 26 — за 2023 год (28 %). Если же речь идет лишь о критике представителей этих групп, пусть и резкой, мы считаем привлечение к ответственности неправомерным, поскольку объектами таких высказываний оказываются люди, наделенные властью, либо люди, которым очевидным образом не угрожает дискриминация. Подобных случаев в 2024 году мы насчитали 91 (65 % от всех дел о высказываниях с критикой власти за год), в 2023 году — 40 (43 %).


Отметим, что некоторые дела по ст. 20.3.1 КоАП связаны с высказываниями, касающимися событий в Украине. Это дела о возбуждении ненависти в отношении военных, сторонников власти, часть дел о высказываниях, направленных против русских и граждан России. За 2024 год мы насчитали около 70 таких случаев, т. е. 11 % от общего числа известных нам судебных решений по этой статье, за 2023 год — 38, т. е. 10 %. Понятно, что эта категория лежит на пересечении двух предыдущих — «этноксенофобии» и «критики властей».


Дел о высказываниях, направленных против представителей иных социальных групп, в 2024 году мы насчитали 24, в 2023 — 51. В них фигурировали такие объекты вражды, как женщины, дети, ЛГБТ+ люди, молодежные группы, бездомные и представители самых разных других групп (носители карельского языка, врачи, мотоциклисты и др.).

Сведения, которыми мы располагаем в отношении еще 54 дел в 2024 году и 48 в 2023-м, в частности тексты судебных решений, не позволили нам составить даже приблизительное представление о самих высказываниях и определить объекты вражды. К сожалению, при публикации из решений судов часто удаляется любая содержательная информация о соответствующих инцидентах, так что остаются лишь ссылки на нормы законодательства.

Суммарно дел о высказываниях только в отношении представителей «иных социальных» или просто не названных в текстах решений групп, которые бы не относились ни к «этноксенофобии», ни к «политической критике», ни к «религии», в нашей базе оказалось по 60 за оба года: 9 % от общего числа решений по этой статье в 2024 году, 15 % — в 2023-м.


Итак, предположительно, решения о назначении наказаний по ст. 20.3.1 КоАП распределяются между категориями следующим образом (напомним, что дело может относиться больше чем к одной категории).

Теперь перейдем к оценке правомерности решений по ст. 20.3.1 КоАП.

Хотя наша информированность в 2024 году повысилась — мы изучили 650 решений, а годом ранее 390, — картина изменилась несущественно: и в 2023, и в 2024 году примерно две трети решений по административной статье о возбуждении ненависти мы отнесли к обоснованным, не более одной пятой этих решений — к вынесенным неправомерно.


Оскорбление власти и общества в интернете (чч. 3–5 ст. 20.1 КоАП)

Отдельных данных по частям ст. 20.1 КоАП о распространении информации, выражающей в неприличной форме неуважение к государству и обществу в интернете, судебный департамент ВС, к сожалению, не публикует, приводя лишь гигантскую статистику по всей ст. 20.1 КоАП о мелком хулиганстве в целом.

По нашим сведениям, основанным на данных судов, в 2024 году за такие действия привлекали к ответственности по крайней мере 182 раза, в основном по ч. 3; по ч. 4 о повторном совершении такого правонарушения в течение года после назначения наказания были признаны виновными всего два человека. В 2023 году, как и в 2022-м, по чч. 3–5 ст. 20.1 КоАП привлекли к ответственности около полутора сотен человек, в то время как в 2020 и 2021 году — примерно по 90; то есть можно сказать, что частота применения нормы об оскорблении власти в интернете растет, хотя в целом статья остается «непопулярной».

В нашу базу данных за 2024 год внесены 40 наказанных по этой статье: 39 был назначен штраф (от 15 до 100 тысяч рублей), один человек был арестован. В 2023 году мы узнали о 27 наказанных, все они были оштрафованы.

Почти во всех известных нам случаях речь шла о проявлении неуважения к президенту, еще в нескольких — о неуважении к властям, военным, государственной символике, а также обществу в целом (несколько человек были наказаны за обычную нецензурную брань в онлайн-публикациях).

Мы полагаем, что грубая критика властей или просто нецензурная брань в интернете не представляют общественной опасности и не должны ограничиваться государством: это необоснованное вмешательство в свободу выражения мнения. Поэтому мы считаем применение чч. 3–5 ст. 20.1 КоАП неправомерным в целом.


Дискредитация использования вооруженных сил и действий чиновников за рубежом (ст. 20.3.3 КоАП)

Как показывают данные судебного департамента ВС, число наказанных по ст. 20.3.3 КоАП о дискредитации использования российских вооруженных сил и действий государственных органов за рубежом в 2023 и 2024 годах неуклонно снижалось. Если в 2022 году, когда эта статья была введена в КоАП, наказания назначили 4440 раз, то в 2023-м — 2361 раз (на 47 % меньше), а в 2024 — 1805 (на 24 % меньше, чем в 2023-м). По данным сайтов судов, все эти решениябыли вынесены по ч. 1 этой статьи[10].

График ниже позволяет соотнести число наказаний по ст. 20.3.3 КоАП с числом приговоров по уголовной ст. 2803 УК о дискредитации действий армии и госорганов, совершенной повторно или с отягчающими обстоятельствами.

В соответствии с КоАП, эта статья предусматривает наказание в виде штрафа, чаще всего суды назначают по ней штрафы в размере 30 тысяч рублей. 1803 наказанных в 2024 году были оштрафованы, один арестован[11], один получил предупреждение.

Результаты обработки около 44 % судебных решений по этой статье, проделанные «ОВД-Инфо», свидетельствуют о том, что в 2024 году поводом для преследования чаще всего становились разнообразные антивоенные высказывания и распространение соответствующих материалов в сети (88 %), значительно реже — антивоенные пикеты, демонстрирование плакатов, распространение листовок, нанесение надписей, в том числе на бюллетени во время выборов и т. п. (12 %). Относительно предыдущего года таких данных нет, но есть основания считать, что такое или близкое соотношение числа дел за высказывания онлайн и офлайн сложилось еще тогда.

Центр «Сова» расценивает преследование по ст. 20.3.3 КоАП как необоснованное ограничение свободы выражения мнения, и все дела по этой статье относит к числу неправомерных.


Призывы к нарушению территориальной целостности России и к санкциям против России (ст. 20.3.2 и 20.3.4 КоАП)

По данным судебного департамента ВС, в 2023 году было вынесено 38, а в 2024-м — 40 решений о назначении наказаний в совокупности по ст. 20.3.2 КоАП, карающей за призывы к нарушению территориальной целостности России, и ст. 20.3.4 о призывах к санкциям против России, ее организаций и граждан.

В 2023 году 37 человек подверглись штрафу, одному суд вынес предупреждение. В 2024 году штрафы были назначены 39 раз и один раз было вынесено предупреждение.

В 2023 году нам было известно всего пять судебных решений по ст. 20.3.2, в 2024 году мы смогли ознакомиться с 17 решениями. Если высказывания не сопровождались призывами к каким-либо насильственным сепаратистским действиям, мы расценивали преследование как неправомерное: таких решений мы отметили три в 2023 году и 13 в 2024-м. Высказывания, послужившие поводом для наказания, касались статуса Ингушетии, Крыма, Ростовской области, Смоленска, Татарстана, Тувы, Урала, а также вопросов о предоставлении независимости всем республикам России и, напротив, о возрождении СССР.

По ст. 20.3.4 КоАП о призывах к санкциям против России, ее организаций и граждан, нам известно единственное решение, вынесенное в 2024 году (в 2023 — ни одного): суд в Казани оштрафовал экс-лидера запрещенного Всетатарского общественного центра (ВТОЦ) из-за выложенного на YouTube выступления, в котором тот призвал требовать от государств G7 исключить Россию из ООН, ввести жесткие санкции против Ирана и Китая и других стран, через которые идет «параллельный импорт», полностью прекратить экспорт российских нефти и газа. Подобное выражение мнения, на наш взгляд, не должно ограничиваться.


Демонстрирование запрещенной символики (ст. 20.3 КоАП)

По ст. 20.3 КоАП об использовании запрещенной символики в 2023 году наказание было назначено, по нашим подсчетам,4203 раза, а в 2024 году — 4717 раз, таким образом прирост составил 12 %.

График ниже позволяет сравнить число наказаний по ст. 20.3 КоАП с числом приговоров по ст. 2824 УК за повторное демонстрирование запрещенной символики.

Судя по данным сайтов судов, лишь 0,7 % в 2023 году и 0,8 % решений в 2024 году было вынесено по ч. 2 ст. 20.3 КоАП по обвинению впроизводстве и/или сбыте запрещенной символики, в то время как подавляющее большинство — по ч. 1 ст. 20.3 КоАП о ее публичном демонстрировании.

По подсчетам, основанным на данных судебного департамента ВС и наших собственных данных, в 2023 году примерно в 91 % случаев был назначен штраф, в 9 % — административный арест, в 2024 году в 87 % случаев назначался штраф, в 13 % — арест, предупреждения оба года суды выносили однократно.


Данные «Совы» в сопоставлении с данными сайтов судов позволяют предположить, что в 2024 году примерно в 75 % случаев преследование было связано с демонстрированием запрещенной символики в интернете, в основном в соцсетях — речь может идти о публикации как отдельных изображений, так и картинок, фото или видео, содержащих такую символику. В 25 % случаев люди демонстрировали запрещенную символику офлайн — ввиде татуировок, элементов одежды, стикеров, граффити, выкрикивания лозунгов и даже исполнения или громкого прослушивания песен. В 2023 году демонстрирование символики онлайн послужило поводом для 64 % дел, офлайн — для 36 %.


Посмотрим, за демонстрирование каких именно типов символики привлекали к ответственности чаще всего, не забывая, что в одном и том же деле могли фигурировать разные типы символики, а затем распределим разные случаи преследования по предложенным в начале доклада категориям.

Данные сайтов судов от «ОВД-Инфо» свидетельствуют о том, что 30 % решений по ст. 20.3 КоАП в 2024 году, как и годом ранее, были связаны с демонстрированием символа причастности к уголовному миру — восьмиконечной звезды («розы ветров»). Правоохранительные органы и суды считают ее символом Арестантского уголовного единства (АУЕ), то есть уголовной субкультуры, которая в 2020 году была запрещена Верховным судом как некое экстремистское «международное общественное движение». В основном это дела о демонстрировании татуировок и публикации изображений восьмиконечной звезды в сети. С преследованием часто сталкиваются заключенные, поскольку в местах лишения свободы нет возможности свести противозаконную татуировку, а условия общежития практически не позволяют скрыть ее от посторонних глаз; за рисунки с восьмиконечной звездой наказывают тюремных художников.

Мы полагаем, что идеология АУЕ ориентирована на противозаконную деятельность и по своей природе несовместима с реализацией конституционных прав граждан, а потому могла быть запрещена и криминализована. Однако, на наш взгляд, идеология эта не политическая и бороться с ней с помощью антиэкстремистского правового регулирования не следует. Мы не отслеживаем и не вносим в нашу базу дела по ст. 20.3 КоАП о демонстрировании символики АУЕ; правомерность такого преследования вызывает у нас сомнения.

Если мы вычтем 30 % решений (1383), касавшихся символики АУЕ, из примерного общего числа решений по ст. 20.3 КоАП, т. е. из 4717, мы получим 3334 решения. Из них мы проанализировали и занесли в нашу базу около 1100 дел, т. е. 33 %.

Для 2023 года мы аналогичным образом получили 2920 решения без решений о символике АУЕ, из них мы занесли в нашу базу около 820, т. е. 28 %.


В 2024 году примерно в 673 из 1100 случаев, т. е. в 61 % дел в нашей базе поводом для преследования послужило демонстрирование нацистской символики. В 2023 году таких дел мы насчитали 621 из 820, т. е. 76 %.

Из известных нам случаев:

  • В 645 случаях в 2024 году (в 2023 — в 574) речь шла о демонстрировании нацистской символики, в основном свастики, в целях пропаганды нацизма или в не установленном нами контексте; соответственно, мы оцениваем преследование за такое демонстрирование как обоснованное или затрудняемся с оценкой, если контекст неясен.
  • В 17 случаях в 2024 году (в 2023 — в 39) нацистская символика использовалась как средство наглядной критики политических оппонентов, с целью заклеймить их как сторонников «фашизма», человеконенавистнической идеологии. Чаще всего такими оппонентами оказываются российские власти и их сторонники (к примеру, свастика может быть наложена на изображения президента, российскую государственную символику, сопоставляться с символикой «спецоперации»). Преследование за подобные деяния мы расцениваем как неправомерное.
  • В трех случаях в 2024 году и в девяти в 2023-м мы были уверены в том, что наказание безосновательно наложено за публикацию исторических фото с нацистской символикой.
  • Еще около десятка дел в 2024 году и полдесятка в 2023-м было связано с демонстрированием нацистской символики в юмористическом контексте, использованием восточного варианта свастики, размещением в сети объявлений о продаже антиквариата времен Третьего рейха; такие случаи преследования мы расценивали как неправомерные или сомнительные.

Если перейти к долям от общего числа решений по ст. 20.3 КоАП (т. е. с учетом решений по АУЕ), можно сделать вывод, что нацистская символика, как и прежде, становится поводом для преследования по этой статьечаще всего: в 2024 году — в 43 % случаев, хотя эта доля и меньше, чем годом ранее (52 %).

На третьем по численности месте после нацистской символики и символики АУЕ оказываются дела, связанные с демонстрированием украинской атрибутики, в том числе государственной символики, а также символики украинских националистических организаций и военизированных украинских и проукраинских объединений. Таких дел в нашей базе мы насчитали 225, это около 20 % (в 2023 году — 91, то есть 11 %). Это позволяет предположить, что из общего числа решений по ст. 20.3 КоАП с украинской символикой были связаны 14 % (в 2023 году — 7 %).

Из известных нам дел:

  • В 2024 году в 146 (в 2023 — в 42) случаях санкции были наложены за демонстрирование в той или иной форме украинской атрибутики — государственного герба с трезубцем или подобного трезубца самого по себе, флага, лозунга «Слава Украине», а также народной песни «Червона калина» — все это правоохранительные органы и суды трактуют как символику украинских националистических организаций, которые запрещены в России как экстремистские, хотя по сути речь идет об общеупотребительных в Украине атрибутах. Подобные случаи преследования (при отсутствии явно ксенофобного контекста) мы относим к неправомерным.
  • В 2024 году 39 (в 2023 — 25) дел были связаны с демонстрированием символики украинских военизированных националистических организаций — чаще всего, полка «Азов» и «Правого сектора», а также соединений, в которых на стороне Украины участвуют в боевых действиях выходцы из России — Русского добровольческого корпуса и Легиона «Свобода России»; все эти организации признаны в России террористическими. Мы часто не знаем контекста, в котором демонстрировалась такая символика, в тех же случаях, когда цель пропаганды насилия была очевидна, мы расценивали преследование как правомерное.
  • В 2024 году 40 (в 2023 — 26) известных нам случаев преследования за публичное демонстрирование бело-сине-белого флага, которое было истолковано правоохранителями, а за ними и судом как демонстрирование символики легиона «Свобода России», мы отнесли к неправомерным. Некоторые из этих дел были связаны с публичным демонстрированием бело-сине-белого флага как оппозиционного и антивоенного символа. Еще один подобный случай 2024 года касался демонстрирования бело-красно-белого флага белорусской оппозиции: его сочли символикой воюющего на стороне Украины полка имени Кастуся Калиновского. Кроме того, как и годом ранее, не все граждане, которые были наказаны за демонстрирование бело-сине-белого флага, вообще задавались такой целью, скажем, у некоторых автомобилистов выгорела красная полоска на стикере с российским флагом, наклеенном на автомобиль, или на автомобильных номерах.

В 2024 году большинство дел о демонстрировании символики признанных экстремистскими российских политических объединений распределилось между двумя группами.

  • 52 наказанных в разных регионах России были признаны виновными в демонстрировании символики запрещенных — с нашей точки зрения, неправомерно — структур Алексея Навального. Как символику этих структур нередко расценивали портреты политика или его имя и фамилию, которые граждане активно «демонстрировали», откликаясь на внезапную гибель Навального в колонии. В 2023 году в нашу базу попало только 16 решений такого рода.
  • В нашу базу внесены шесть дел, связанных с наклейками «Я/МЫ Сергей Фургал» на машинах и подобными же надписями на фотографиях в соцсетях: этот лозунг расценивают как атрибутику движения в поддержку осужденногобывшего хабаровского губернатора, которое было признано экстремистским, хоть и не продвигало никакой радикальной идеологии. Сайты российских судов позволяют обнаружить 16 подобных решений, все они, за исключением одного, были вынесены в Хабаровском крае и только одно — в Забайкальском. В 2023 году подобных дел не было, поскольку движение сторонников Фургала было запрещено в 2024 году.

С конца января 2024 года, еще до внесения «международного общественного движения ЛГБТ» в список экстремистских организаций, которое произошло 1 марта, граждан стали привлекать к ответственности за демонстрирование символики ЛГБТ, к которой был отнесен радужный флаг. Мы считаем такое преследование неправомерным, поскольку убеждены, что запрет «движения ЛГБТ» был необоснованной и дискриминационной мерой. За год мы узнали и внесли в нашу базу данных 55 дел о демонстрировании радужного флага; поиск по данным сайтов судов выдает 58 решений такого рода.

Немногочисленными оказались в нашей базе решения по делам о демонстрировании символики запрещенных исламских организаций. Таких дел мы насчитали 43 (4 %) в 2024 году и 41 (5 %) в 2023 году. В основном речь шла о символике ИГИЛ, в единичных случаях — о символике исламской религиозной партии «Хизбут-Тахрир». От общего числа решений по ст. 20.3 КоАП такие дела оба года составляли менее 3 %.


Отдельную проблему представляет собой преследование за демонстрирование неоязыческой символики. В нашу базу за 2024 год внесены 23 дела, а за 2023 год — 24 дела о демонстрировании неоязыческих солярных символов — коловрата и «Сварогова квадрата»; поиск по сайтам судов позволяет предположить, что наказанных за эти символы как в 2023, так и в 2024 году было около полусотни. Правоохранительные органы и суды трактуют коловрат как разновидность свастики, сходную с ней до степени смешения, а «Сварогов квадрат» — как символику малоизвестной сейчас неонацистской организации «Северное братство», которая была в 2012 году признана экстремистской. Действительно, оба символа могут использоваться как визуальное средство националистической пропаганды. Однако рядовые граждане чаще всего ничего не знают о «Северном братстве», а коловрат и «Сварогов квадрат» нередко воспринимают просто как славянскую символику, не умея отличить последнюю от псевдославянской. Поэтому они, не задумываясь, размещают такие символы у себя в соцсетях или, скажем, в салоне автомобилей в виде подвесок и брелоков, присутствующих в свободной продаже. На практике разграничения между пропагандистами и несведущими любителями славянской эстетики не происходит, наказывают и тех, и других.

Похожая ситуация — но республиканского масштаба — сложилась в Дагестане, где, по данным сайтов районных судов, как минимум 31 человек в 2024 году был наказан за наклейки с питбулем — логотипом Pitbull Syndicate LTD, компании-производителя гоночных компьютерных игр — на автомобилях (в нашей базе данных можно найти около двух десятков таких решений). Местные правоохранители расценивают наклейки как символику запрещенной в 2010 году неонацистской группировки «Пит Буль»[12]. В нашей базе 19 таких решений за 2024-й и семь за 2023 год.

Мы оцениваем преследование за демонстрирование неоязыческой символики по-разному, в зависимости от контекста; преследование за наклейки с питбулем, на наш взгляд, лишено всяких оснований.


Наконец, нам известно девять решений 2024 года о назначении наказания за демонстрирование логотипов Facebook и Instagram на сайтах или в рекламных объявлениях. Все привлеченные к ответственности вовсе не задавались целью как-то поучаствовать в признанной экстремистской деятельности корпорации Meta по реализации этих двух ее продуктов — они лишь распространяли информацию о собственной деятельности. Восемь подобных случаев имели место в ХМАО-Югре: были наказаны заведующие пяти детских садов, сотрудница местной администрации, менеджер отеля и директор арт-студии; в Орловской области к ответственности привлекли хозяйку косметического салона. В 2023 году мы отметили три подобных случая — наказаны были двое предпринимателей и один правозащитник.

Распределим теперь случаи демонстрирования запрещенной символики, послужившие поводом для преследования, по категориям и высчитаем процентные доли каждой категории от всего массива судебных решений о назначении наказаний по ст. 20.3. Отметим в очередной раз, что категории могут пересекаться. Скажем, в одном деле нередко фигурирует одновременно и нацистская символика, и символика АУЕ. А случаи демонстрирования украинской символики мы полностью включили и в «оппозиционную», «протестную» категорию. Итак, случаи демонстрирования запрещенной символики, в связи с которыми было вынесено 4717 судебных решений в 2024 году и 4203 решений в 2023 году, распределяются по категориям следующим образом:

  • проявления этноксенофобии (демонстрирование нацистской или неоязыческой символики, за исключением тех случаев, когда оно явно не было направлено на ультраправую пропаганду) — 41 % (в 2023 году — 49 %);
  • демонстрирование символики уголовного мира — 30 % (оба года);
  • проявления политического протеста (демонстрирование символики запрещенных политических объединений, нацистской символики в качестве орудия критики оппонентов), включая демонстрирование украинской символики, — 19 % (в 2023 году — 12 %);
  • демонстрирование украинской символики (национальной символики и символики военизированных организаций, выступающих на стороне Украины) — 14 % (в 2023 году — 8 %);
  • демонстрирование символики запрещенных исламских организаций — 3 % (оба года);
  • демонстрирование иной запрещенной символики (в частности, символики ЛГБТ, языческой символики в нейтральном контексте, наклеек с питбулем, логотипов запрещенных соцсетей и т. п., а также символики, не описанной в решениях судов) — 7 % (в 2023 году — 6 %).

Наша общая оценка правомерности решений в нашей базе в процентах выглядит так:

Видно, что по сравнению с 2023-м в 2024 году доля решений судов, из которых мы не могли понять, о какой именно символике идет речь и в каком контексте она была продемонстрирована, снизилась, зато доля неправомерных выросла почти вдвое.

Если же мы экстраполируем эти доли на общее число решений по ст. 20.3, с учетом дел о символике АУЕ, которые мы не оцениваем, картина будет выглядеть так:

Год и число решений

Правомерность, доля решений в %

Да

Нет

Прочие

2023 (4203)

38

13

49

2024 (4717)

36

23

41


Распространение экстремистских материалов (ст. 20.29 КоАП)

В 2023 и 2024 годах число санкций по ст. 20.29 КоАП о массовом распространении экстремистских материалов продолжило снижаться, пусть это снижение и стало более плавным.

В 2023 году в 394 случаях суды назначали штраф, в 20 — административный арест, в одном случае было вынесено решение о приостановлении деятельности. В 2024 году 297 человек были оштрафованы, 16 отправились под арест, один отделался предупреждением.

В 2024 году мы внесли в нашу базу 185 из 314, т. е. 59 % всех решений о назначении наказаний по ст. 20.29 КоАП; в 2023 году — 180 из 415, т. е. 43 %.

85 % решений, оказавшихся в нашей базе за 2024 год, были связаны с распространением материалов онлайн, обычно в соцсетях, 15 % — с распространением офлайн: к примеру, запрещенные книги в одном или нескольких экземплярах могли находиться в общем доступе в публичном месте, скажем, в помещении религиозной организации или учебном заведении; в редких случаях к ответственности привлекали книжные магазины, иногда — отдельных граждан, у которых запрещенная литература хранилась дома, по мнению правоохранительных органов, «с целью массового распространения». Годом ранее 93 % известных нам решений были вынесены за действия онлайн, 7 % — офлайн.


Известные нам 185 дел 2024 года и 180 дел 2023 года распределились по намеченным выше категориям в зависимости от рода материалов, послуживших поводом для преследования, следующим образом.

Дела о распространении материалов этноксенофобной направленности — 87 (47 %) в 2024 году и 79 в 2023 году (44 %).

Материалы

2023

2024

видеоролики со сценами расистского насилия и других материалов неонацистов, кроме музыки и книг

8

48

песни ультраправых музыкальных групп

40

24

материалы идеологов немецкого нацизма и неонацистов

4

3

материалы русских националистов

27

12

Дела о распространении материалов религиозного характера — 44 (24 %) в 2024 году, и 24 в 2023 году (13 %).

Материалы

2023

2024

материалы боевых исламистов (пропагандистские видеоролики, песни ИГИЛ, песни чеченского барда Тимура Муцураева)

15

22

мирные исламские материалы

7

20

материалы Свидетелей Иеговы

2

2

Дела, связанные с распространением различных материалов в рамках политической полемики, в 2024 году составили всего 6 %. В 2023 году таких дел было заметно больше, 17 %, за счет большего числа случаев преследования за распространение ролика сторонников Алексея Навального о предвыборных обещаниях «Единой России», который был запрещен в 2013 году. Видимо, число пользователей, на страницах которых в соцсетях сохранился этот давний ролик, постепенно иссякает.

Материалы/Год

2023

2024

видеоролик сторонников Навального «Припомним жуликам и ворам их манифест-2002»

21

3

различные материалы, связанные с событиями в Украине, и запрещенный символ батальона «Азов»

8

4

иные политические

3

5

Решений о назначении наказания за распространение запрещенных песен, связанных с АУЕ, мы знаем около семи за 2024 год и четыре за 2023 год. От общего числа решений они составляют 4 % и 2 %.

Дел о распространении материалов, не подпадающих под перечисленные выше категории, и дел, в судебных решениях по которым материалы не названы, мы внесли в нашу базу в 2024 году 35, т. е. 19 %, в 2023 году — 44, т. е. 24 %.

Итак, в процентах по категориям материалы, послужившие поводом для преследования по ст. 20.29 КоАП, распределяются следующим образом.

Категория материалов

Материалы, %

2023

2024

этноксенофобные

44

47

религиозные

13

24

политические

17

6

имеющие отношение к Украине

4

2

материалы АУЕ

2

4

иные

24

19

Можно отметить, что характер преследования по этой статье несколько изменился — снизилась доля преследований за распространение материалов политического характера, зато выросли доли преследования за этноксенофобные и религиозные материалы.


Мы расценивали преследование за распространение материалов этноксенофобного характера и материалов боевых исламских групп как обоснованное, преследование за распространение мирных религиозных и политических материалов — как неправомерное, в прочих случаях оценка зависела от контекста и характера материалов, если они были нам известны. В результате наши оценки судебных решений, внесенных в нашу базу, распределились так.

Заключение

Итак, подведем некоторые общие итоги наших подсчетов. В 2023 году по интересующим нас статьям Кодекса об административных правонарушениях было вынесено в общей сложности около 8130 решений о назначении наказания. В 2024 году таких решений было вынесено около 8165, то есть в целом ситуация практически не изменилась (напомним, в «рекордном» 2022 году общее число санкций по этим статьям составило примерно 10630, в то время как в 2021-м их было менее пяти с половиной тысяч).

При этом, если сравнить 2024 год с 2023-м по статьям, бросается в глаза рост преследования по ст. 20.3 КоАП о демонстрировании запрещенной символики (на 12 %) и ст. 20.3.1 о возбуждении ненависти (на 15 %) при продолжающемся снижении по ст. 20.3.3 о дискредитации военных и чиновников и ст. 20.29 о распространении экстремистских материалов (на 24 % по обеим).

Наказанным по интересующим нас статьям в 2023 году в 93 % случаев назначался штраф, в 6 % — арест, оставшийся 1 % приходился в основном на обязательные работы, внутри него около 0,1 % составили предупреждения. В 2024 году это соотношение изменилось незначительно: 91 % пришелся на штрафы, 8 % — на аресты, 1 % — на обязательные работы и предупреждения (0,2 %).

Как в 2023, так и в 2024 году были наказаны около двух десятков должностных лиц, около десятка индивидуальных предпринимателей и столько же юридических лиц. Все остальные наказанные, т. е. подавляющее большинство, — физические лица.

Мы полагаем, что наказание по интересующим нас статьям в 2023 году было назначено за действия в интернете примерно в 77 % случаев (6260), а в 2024 году — примерно в 82 % случаев (6695), то есть эта доля выросла. По нашим наблюдениям последних лет, чаще всего преследуют за публикации в соцсети «ВКонтакте» и — сильно реже — в «Одноклассниках», в общедоступных каналах и группах в Telegram и WhatsApp, изредка — на YouTube, в Instagram и Facebook. Соответственно, за действия офлайн наказание назначили в 2023 году в 23 % случаев (1870), а в 2024-м — в 18 % случаев (1470). Наши подсчеты довольно приблизительны, но можно предположить, что в этом смысле значительных перемен в правоприменении не происходит.


Если попытаться группировать дела по категориям высказываний, ставших поводом для наказания, картина в целом оказывается следующей (напомним, что между категориями есть пересечения):

  • Дела о протестных политических высказываниях, распространении запрещенных оппозиционных материалов, демонстрировании символики в контексте протеста: в 2023 году 41 %, в 2024 — 39 %.
  • Дела о высказываниях, связанных с событиями в Украине, и демонстрировании украинской символики: в 2023 году 34 %, в 2024 — 32 %.
  • Дела об этноксенофобных высказываниях, демонстрировании нацистской символики, распространении материалов ультраправых: в 2023 году 34 %, в 2024 — 35 %.
  • Дела о символике и материалах АУЕ: в 2023 году 16 %,в 2024 — 17 %.
  • Дела о возбуждении религиозной ненависти, демонстрировании символики религиозных организаций, распространении религиозных материалов: 3 % оба года.
  • Прочие дела, в том числе такие, в которых повод для преследования неизвестен: около 6 % оба года.

Ниже на графике мы показываем, каково соотношение между числом назначенных судами наказаний, которые Центр «Сова» счел в целом правомерными, числом наказаний, расцененных нами как необоснованное ограничение права на свободу слова, которое не должно иметь места в демократическом обществе, и числом санкций, которые мы не смогли оценить однозначно.

Как видно, ситуация с обоснованностью санкций, на наш взгляд, в течение 2023–2024 годов не претерпела существенных изменений.




[1] Данные судебной статистики // Судебный департамент при Верховном суде Российской Федерации. 2025. Март (https://cdep.ru/?id=79).

[2] Информация о деятельности федеральных судов общей юрисдикции // Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» (https://sudrf.ru/index.php?id=300).

[3] Данные ОВД-Инфо // ОВД-Инфо. Независимый правозащитный медиапроект. 2025. Март (https://data.ovd.info/).

[4] Механизм административной преюдиции подразумевает привлечение к уголовной ответственности, если в течение года после назначения наказания по соответствующей статье КоАП наказанное лицо совершит аналогичное правонарушение.

[5] См., например, обзор дискуссии о механизме административной преюдиции и его особенностях здесь: Новикова Е.В. Административная преюдиция: дискуссия продолжается // Вестник университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА). № 12 (2018) (https://vestnik.msal.ru/jour/article/view/656).

[6] Мы стараемся отслеживать применение еще нескольких статей КоАП, однако в этом году масштаб их применения пренебрежимо мал. Так, ст. 13.48 КоАП (публичное отождествление целей, решений и действий СССР и нацистской Германии во время Второй мировой войны), согласно статистике департамента Верховного суда, применялась в 2023 году дважды, а в 2024-м трижды.

[7] Судебный департамент при Верховном суде по какой-то причине с 2022 года публикует суммарное число наказанных по ст. 20.3 и 20.3.1 КоАП, однако мы приведем отдельные цифры для каждой из них. Для того, чтобы разделить их, мы взяли число решений российских судов по каждой из двух статей по данным «ОВД-Инфо», сложили их и посмотрели, какой процент от суммы составляют решения по каждой, получив 81 % для ст. 20.3 и 19 % для 20.3.1 — и в 2023, и в 2024 году.

[8] За исключением случаев политической критики, о них см. ниже.

[9] В том числе темнокожие, цыгане, украинцы. Отметим, что в 2023 году мы узнали о пяти случаях преследования за возбуждение ненависти к украинцам, а в 2024 году — всего о двух.

[10] Ч. 2 ст. 20.3.3 КоАП карает за дискредитацию действий армии и госорганов за рубежом, сопровождающуюся призывами к несогласованным публичным акциям или созданием угрозы причинения разного рода вреда.

[11] Ст. 20.25 КоАП предусматривает административный арест или обязательные работы в случае неуплаты штрафа, предусмотренного в качестве наказания за то или иное правонарушение.

[12] Признана экстремистской наци-скинхедская организация «Пит Буль»// Центр «Сова». 2010. 14 сентября (https://www.sova-center.ru/racism-xenophobia/news/counteraction/2010/09/d19739/). Подробнее о преследовании за наклейки с питбулем см.: Очередные штрафы за наклейку с питбулем в Дагестане// Центр «Сова». 2024. 9 апреля (https://www.sova-center.ru/misuse/news/persecution/2024/05/d49621/).