Новости по теме

В Госдуму внесен законопроект о противодействии реабилитации сталинизма

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом РОО Центр «Сова» либо касается деятельности иностранного агента РОО Центр «Сова».

В Государственную Думу внесен законопроект "О противодействии реабилитации преступлений сталинского тоталитарного режима (сталинизма)", разработанный членом Совета Федерации Константином Добрыниным.


21 сентября 2015 года на рассмотрение Государственной Думы внесен законопроект "О противодействии реабилитации преступлений сталинского тоталитарного режима (сталинизма)", разработанный членом Совета Федерации Константином Добрыниным.

Этот документ предусматривает запрет на реабилитацию и отрицание преступлений сталинского тоталитарного режима, под которыми понимаются преступления, осужденные в законодательстве о реабилитации жертв политических репрессий, реабилитации репрессированных народов, а также в иных нормативных актах. Помимо профилактических, то есть воспитательных и пропагандистских мер, призванных не допустить подобную реабилитацию, и запрета на увековечение памяти причастных к преступлениям сталинизма, в законопроекте предполагается признание незаконными всех нормативных актов советских органов власти, связанных с политическими репрессиями периода сталинизма, запрет на любые публичные высказывания, оправдывающие преступления сталинизма, для должностных лиц, а также запрет на деятельность сталинистских организаций и распространение информационных материалов, направленных на реабилитацию преступлений сталинского тоталитарного режима.

При этом в проекте закона содержится оговорка, что его действие не распространяется на научную, художественную и иную творческую деятельность, которая не преследует своей целью реабилитацию или отрицание преступлений сталинского тоталитарного режима.

Направленность законопроекта, несомненно, можно только приветствовать. Что касается собственно правовых аспектов, то мы можем указать и на положительные, и на отрицательные его стороны.

Законопроект основан на ранее принятых законодательных актах (а не на политических или исторических оценках), что делает его реализуемым на практике, хотя и сильно сужает сферу его применимости. В соответствии с европейской законодательной практикой, под "оправданием" понимаются также "полное или частичное опровержение" репрессий и одобрение их, включая "оправдание необходимости".

Ценным кажется нам и акцент на воспитательных и пропагандистских мерах, символическом запрете на увековечение памяти причастных к преступлениям и т.п.

Заметим, что положение, предусмотренное в ч. 2 ст. 7 документа, об ответственности за публичные высказывания чиновников, содержащие положительную оценку и (или) оправдание необходимости политических репрессий, кажется нам весьма разумным, однако отсылает к не существующим в российском законодательстве нормам (и законопроект такую ответственность сам не вводит).

При этом ст. 8, предусматривающая ответственность организаций и СМИ за оправдание преступлений сталинизма, вплоть до ликвидации, то есть как за экстремистскую деятельность, представляется нам чрезмерным ограничением свободы слова и ассоциаций. "Оправдание сталинизма" в настоящее время не входит в определение экстремистской деятельности, как и "оправдание нацизма". Для последнего есть недавно принятая ст. 354.1 УК, но в целом "оправдание нацизма" не вполне вписывается в рамку антиэкстремистского законодательства.

Расширение же списка оснований для признания материалов экстремистскими и включения их в соответствующие списки, представляется нам неразумным, поскольку критерии оценки материалов на предмет экстремизма и так оказались слишком широкими и плохо понятными для прокуратуры и судов, и вряд ли новый запрет будет понят лучше. Кроме того, мы в целом считаем механизм запрета материалов неразумным и подлежащим отмене, и потому выступаем против его расширения.

С другой стороны, рекомендация Европейской комиссии против дискриминации (ECRI) N7 требует введения наказаний за "отрицание и оправдание" признанных в правовом отношении геноцидов, военных преступлений и преступлений против человечности. На наш взгляд, во исполнение этих рекомендаций альтернативой данному законопроекту (а также уже принятому закону о "реабилитации нацизма"), могло бы стать введение административной ответственности в виде штрафов для физических, должностных и юридических лиц за оправдание (в широком смысле, как указано в законопроекте) преступлений и нацизма, и сталинизма, а заодно геноцида и преступлений против человечности, признанных Международным уголовным судом или иными международными трибуналами. Такие санкции были бы, с одной стороны, не слишком суровы, с другой стороны - несомненно, повлияли бы на тех, от кого в наибольшей степени может гипотетически исходить опасность "исторического ревизионизма", - на чиновников и на крупные, статусные, СМИ и издательства.

Ссылки на данную статью [4]