Владимир Лукин: "Режим максимального благоприятствования для одних конфессий и бюрократические препоны для других заметны невооруженным глазом"

В апреле 2014 года был опубликован ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека в РФ, посвященный реализации прав граждан в 2013 году, в частности – реализации права на свободу совести.

 

Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин упоминает, что в 2013 года «доля жалоб на нарушение права на свободу совести и вероисповедания увеличилась на 0,4%, составив 1,6%». Жалобы носят, в основном, коллективный характер.

 

«Тематика жалоб вполне традиционна: неправомерное вмешательство органов власти или местного самоуправления в деятельность религиозных объединений; длящаяся порой годами волокита при выделении земельных участков для строительства культовых сооружений; воспрепятствование в распространении религиозных убеждений; произвольное и необоснованное применение к отдельным религиозным объединениям так называемого «антиэкстремистского» законодательства. Общим знаменателем едва ли не всех жалоб является нарушение принципа равенства всех религиозных объединений перед законом», - сказано в тексте. 

 

Отдельное внимание в докладе уделено критике антиэкстремистского законодательства. 

«Нечеткая сама по себе формулировка основного понятия "экстремизм" становится еще более размытой при добавлении к нему определения "религиозный", - сказано в тексте. -Что именно считать "религиозным экстремизмом", не могут пока решить даже ученые-религиоведы. Зато этим "резиновым" понятием без труда оперируют иные  правоохранительные и судебные органы на местах, вкладывающие в него собственное субъективное отношение к конкретной конфессии. При этом они, по сути дела, игнорируют постановление пленума Верховного cуда РФ от 28 июня 2011 года № 11 "О судебной практике по уголовным делам по преступлениям экстремистской направленности",в котором, в частности, разъясняется, что критика религиозных объединений, убеждений или обычаев не должна рассматриваться как действие, направленное на возбуждение ненависти или вражды и что не является преступлением, предусмотренным ст. 282 УК РФ».

 

Уполномоченный по правам человека указывает на неправомерную практику признания религиозных книг «экстремистскими» и уничтожения их на этом основании: «позиция уполномоченного остается неизменной - священные книги и тексты, созданные зачастую тысячи лет назад, не подлежат проверке на "экстремизм"». 

 

Многочисленные жалобы, поступившие от верующих, связаны с неправомерными штрафами и задержаниями граждан, проповедующих свои религиозные убеждения. Владимир Лукин убежден, что ситуация улучшится, как только «субъекты РФ исключат из своих кодексов (законов) об административных правонарушениях положения, предусматривающие административную ответственность за "приставание с целью религиозной агитации (навязывание религиозных убеждений)"». Он отметил, что это антиконституционное положение остается до сих пор в кодексах Белгородской и Рязанской областей, а также Хабаровского края. 

«Упомянутые выше положения региональных кодексов (законов) об административных правонарушениях прямо противоречат Конституции Российской Федерации, статья 28 которой гарантирует каждому право свободно «распространять религиозные и иные убеждения», а статья 55 устанавливает, что права и свободы человека могут быть ограничены только федеральным законом», - напоминает В. Лукин. 

 

Проблемы, связанные со строительством культовых зданий и получением участков для этого строительства, отмечает уполномоченный по правам человека, в 2013 году коснулись, в основном, католиков, мусульман, протестантов и старообрядцев, многие из которых не имели своих религиозных зданий до революции. 

«Обращения "бездомных" религиозных объединений к Уполномоченному объединяет обида на дискриминационный подход к их нуждам со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. Положа руку на сердце, эту обиду нельзя назвать совсем беспочвенной: режим "максимального благоприятствования" для одних конфессий и бюрократические препоны для других заметны невооруженным глазом», - резюмирует В. Лукин.

 

Уполномоченный по правам человека в РФ считает, что «для обеспечения подлинной свободы совести государству и обществу предстоит еще сделать немало», и готов «поддержать выдвинутую председателем Совета Федерации идею создания федеральной структуры, профессионально занимающейся всем комплексом вопросов взаимоотношений государства и религии».

Ссылки на данную статью [15]