11 марта 2015 года «Грани.ру»
опубликовали комментарий историка Николая Митрохина к процессу по делу о постановке
оперы «Тангейзер» в Новосибирске. По его мнению, оправдание режиссера Тимофея
Кулябина и директора Новосибирского театра оперы и балета Бориса Мездрича стало
возможным только благодаря активным выступлениям представителей театрального
сообщества в поддержку обвиняемых.
Автор полагает, что количество любителей театра в Новосибирске сопоставимо с количеством воцерковленных православных: «Если в полуторамиллионном Новосибирске доля воцерковленных примерно такая же, что и в других крупных городах России, то мнение духовенства имеет значение для приблизительно 7,5 тысяч жителей города. Это примерно столько же, сколько в том же городе можно набрать "завзятых театралов" (до конца февраля на "Тангейзере" побывали 3,5 тысячи человек)». При этом Новосибирская митрополия «выступает как опытная команда» и способна куда более эффективно распорядиться своим «социальным капиталом» и мобилизовать своих сторонников.
Помимо самого митрополита Новосибирского и Бердского Тихона (Емельянова), «давнего ненавистника либеральной интеллигенции», имеющего «опыт сутяжничества», значительную роль в этой команде играют еще две фигуры: настоятель Александро-Невского прихода протоиерей Александр Новопашин, которого Н.Митрохин считает «главным мотором», и «типичный "человек без биографии"» Юрий Задоя.
Прихожане «опытного борца с инакомыслящими» о. Александра Новопашина «с конца 1990-х годов провели множество акций, направленных преимущественно на срыв мероприятий религиозных конкурентов - вплоть до вполне статусных католиков». Действовавшая при храме с 1992 года молодежная дружина теперь стала частью учрежденного Новосибирской митрополией и Военныы институтом Внутренних войск МВД Межрегионального центра русского боевого искусства «Русский щит», «который, в свою очередь, является опорной точкой праворадикальной группировки "Русский рубеж", созданной вечным кандидатом в новосибирские мэры, бывшим армейский политработником Евгением Логиновым».
Организация «Народный собор», председателем регионального отделения которой является Юрий Задоя, «известна многочисленными обращениями и тяжбами в интересах РПЦ в Москве». Сам Задоя регулярно обращается к властям с различными жалобами. При активном содействии его сторонников в Новосибирске были сорваны несколько концертов «сатанинских» рок-групп. Кроме того, «Задоя использует для давления на власть и митинги, на которые собираются по нескольку сот человек - местные националистов и православных активистов, особенно из прихода Новопашина».
По мнению Н.Митрохина, творческой интеллигенции и оппозиционным политикам нечего противопоставить этой православной «команде»: ни рокеры, ни театральная общественность, ни политическая оппозиция не организовали акций протеста, сопоставимых по численности с акциями новосибирских православных, а предпочли использовать обращения авторитетных артистов и режиссеров к чиновникам. В случае с «Тангейзером» эта тактика сработала, но борцы с «кощунством» вряд ли упокоятся надолго: «Смычка между православными сутягами и сочувствующими им персонами в региональных администрациях наблюдается не только в Новосибирске, но и в Москве, Туле, Белгороде, Екатеринбурге и других городах. Большие артисты, как правило, вмешиваются лишь в особо крупные скандалы, что оставляет без защиты множество профессионалов, не столь известных, как герой новосибирской истории - режиссер Тимофей Кулябин. А значит, обломав зубы на знаменитости, сутяги (и погромщики) сорвут злобу на ком-то другом. И пока они не почувствуют опасности для себя, пока вся их деятельность не станет предметом пристального рассмотрения если не правоохранителей, то хотя бы местных органов власти, ничего в этом отношении в России не изменится».
Автор полагает, что количество любителей театра в Новосибирске сопоставимо с количеством воцерковленных православных: «Если в полуторамиллионном Новосибирске доля воцерковленных примерно такая же, что и в других крупных городах России, то мнение духовенства имеет значение для приблизительно 7,5 тысяч жителей города. Это примерно столько же, сколько в том же городе можно набрать "завзятых театралов" (до конца февраля на "Тангейзере" побывали 3,5 тысячи человек)». При этом Новосибирская митрополия «выступает как опытная команда» и способна куда более эффективно распорядиться своим «социальным капиталом» и мобилизовать своих сторонников.
Помимо самого митрополита Новосибирского и Бердского Тихона (Емельянова), «давнего ненавистника либеральной интеллигенции», имеющего «опыт сутяжничества», значительную роль в этой команде играют еще две фигуры: настоятель Александро-Невского прихода протоиерей Александр Новопашин, которого Н.Митрохин считает «главным мотором», и «типичный "человек без биографии"» Юрий Задоя.
Прихожане «опытного борца с инакомыслящими» о. Александра Новопашина «с конца 1990-х годов провели множество акций, направленных преимущественно на срыв мероприятий религиозных конкурентов - вплоть до вполне статусных католиков». Действовавшая при храме с 1992 года молодежная дружина теперь стала частью учрежденного Новосибирской митрополией и Военныы институтом Внутренних войск МВД Межрегионального центра русского боевого искусства «Русский щит», «который, в свою очередь, является опорной точкой праворадикальной группировки "Русский рубеж", созданной вечным кандидатом в новосибирские мэры, бывшим армейский политработником Евгением Логиновым».
Организация «Народный собор», председателем регионального отделения которой является Юрий Задоя, «известна многочисленными обращениями и тяжбами в интересах РПЦ в Москве». Сам Задоя регулярно обращается к властям с различными жалобами. При активном содействии его сторонников в Новосибирске были сорваны несколько концертов «сатанинских» рок-групп. Кроме того, «Задоя использует для давления на власть и митинги, на которые собираются по нескольку сот человек - местные националистов и православных активистов, особенно из прихода Новопашина».
По мнению Н.Митрохина, творческой интеллигенции и оппозиционным политикам нечего противопоставить этой православной «команде»: ни рокеры, ни театральная общественность, ни политическая оппозиция не организовали акций протеста, сопоставимых по численности с акциями новосибирских православных, а предпочли использовать обращения авторитетных артистов и режиссеров к чиновникам. В случае с «Тангейзером» эта тактика сработала, но борцы с «кощунством» вряд ли упокоятся надолго: «Смычка между православными сутягами и сочувствующими им персонами в региональных администрациях наблюдается не только в Новосибирске, но и в Москве, Туле, Белгороде, Екатеринбурге и других городах. Большие артисты, как правило, вмешиваются лишь в особо крупные скандалы, что оставляет без защиты множество профессионалов, не столь известных, как герой новосибирской истории - режиссер Тимофей Кулябин. А значит, обломав зубы на знаменитости, сутяги (и погромщики) сорвут злобу на ком-то другом. И пока они не почувствуют опасности для себя, пока вся их деятельность не станет предметом пристального рассмотрения если не правоохранителей, то хотя бы местных органов власти, ничего в этом отношении в России не изменится».