4 июля 2011 года в интервью «Порталу-Credo.ru» старший научный сотрудник Третьяковской галереи Левон Нерсесян высказал свое отношение к формам реализации закона о передаче имущества религиозного назначения религиозным организациям.
Левон Нерсесян напоминает, что большинство решений об «уничтожении музеев (Костромского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, филиалов ГИМ в церкви Троицы в Никитниках и в Новодевичьем монастыре) под давлением Церкви» были приняты еще до принятия закона. В настоящее время основную проблему составляет опасность передачи предметов музейного фонда религиозным организациям.
Хотя «никакого закона, который предписывал бы передачу Церкви произведений древнерусского искусства из музейного фонда, не существует, передачи эти, тем не менее, происходят, - подчеркивает он. - Мы имеем дело с фактическим отчуждением части Государственного музейного фонда в пользу общественной организации и распоряжения на этот счет отдает именно Министерство»».
Л. Нерсесян, вероятно, имея в виду позицию министерства культуры, предлагающего считать передачи музейных коллекций Церкви бессрочными экспозициями в церковных зданиях, напоминает, что «основанием [для организации выставок] должно быть решение самого музея, поскольку он осуществляет оперативное управление вверенной ему частью Государственного музейного фонда, причем решение это должно быть зафиксировано в соответствующем пакете документов». Следовательно, «у музеев есть все полномочия для того, чтобы защитить свои фонды от неразумного и угрожающего их сохранности использования».
Однако, по опыту эксперта, «сплошь и рядом оказывается, что такие решения и документы либо продавливаются Министерством культуры, лоббирующим чьи-то интересы, либо вообще изготавливаются задним числом, когда решение о передаче уже принято». В частности, он напоминает, что «со слов коллег из Русского музея известно, что никакого реставрационного совета, который должно был предшествовать продлению срока экспонирования Торопецкой иконы Богоматери в поселке Княжье озеро, в музее не проводилось», а фондово-закупочная комиссия Рязанского Кремля высказалась против выдачи икон.
Существующая проблема, по его мнению, «не исчерпывается взаимоотношениями Церкви и музеев или политикой Министерства культуры - речь идет об общем состоянии законности, повсеместно попираемой в нашей стране, когда всякий человек, заручившийся высокопоставленной поддержкой, может "отредактировать" любой закон. Если такой поддержки нет – вопрос решается более или менее легитимно».