В марте 2011 в прессе появилась статья Алексея Лебедева, заведующего Лабораторией музейного проектирования РИК, посвященная практике внедрения федерального закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности».
А. Лебедев отметил, что «проект закона готовился со многими непозволительными нарушениями: отрицательные заключения Общественной палаты РФ, Комитета «За гражданские права», Российского института культурологии, Государственного института искусствознания, ИКОМ России и Союза музеев России были проигнорированы; в текст были внесены лишь несколько малозначительных поправок, имеющие целью успокоить общественное мнение, но ни одно из существенных замечаний не было принято во внимание».
Анализируя действия закона на практике, А. Лебедев приводит несколько примеров:
1. разрушение уникального ансамбля московской церкви Троицы в Никитниках (XVIII века), переданной РПЦ в конце 2010 года, - ансамбль поделили на «музейные предметы» (т. е. иконостас с иконами), которые оставили Историческому музею, и «имущество религиозного назначения» (т. е. фрески и сами стены), которые никак не будут защищены от копоти восковых свечей действующего храма;
2. коррупцию в Соловецком музее-монастыре, отмечая, что «под управление директора-настоятеля попали не только фортификационные сооружения, но и весь историко-культурный ансамбль Соловецких островов, включая неолитические лабиринты, языческие капища и прочие памятники, не имеющие никакого отношения к православию и чуждые ему. В результате неумелого управления этим сложным комплексом на Соловках впервые за 10 лет провален туристический сезон»;
3. несанкционированное строительство дома священника на территории еще не переданного Церкви Зарайского Кремля.
«Конечно, можно считать, - отмечает А. Лебедев, - что процесс тотального разорения музеев запущен вследствие некоего массового умопомрачения. Но куда убедительнее выглядит предположение, что происходящее имеет более материальные причины. Таким образом, мы возвращаемся к классическому вопросу римского права: «Кому это выгодно?» Имеет место ситуация, где пересекаются интересы трех субъектов: религиозных организаций (преимущественно — одной религиозной организации), государства и общества (граждан России)».По мнению автора, некоторый парадокс заключен в том, что «процесс демузеефикации (а в более широком смысле — денационализации) запущен в стране с укоренившимся атеистическим мировоззрением», в стране, где пик посещаемости церквей (в Пасху) – «менее 7 млн человек <…>, а музеи, по данным Росстата, принимают в год 80 млн посетителей».
А. Лебедев напоминает: «Собственность у церкви отобрали не большевики, а Петр I. Место иконы не в храме, а — везде: в домах, в общественных местах и т. д. На Руси в каждом доме висела икона в красном углу. Но — увы! — это всего лишь факты. С их помощью миф победить нельзя. Поскольку он опирается не на реалии, а на архетипы сознания. «Место иконы в храме». — Глубоко ложный тезис, противоречащий основным догматам христианства. Но звучит магически».