1 декабря 2010 года директор Государственного Эрмитажа, член-корреспондент РАН Михаил Пиотровский в газете "Время новостей" прокомментировал новый закон "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности".
По его мнению, этот закон, "как и почти все наше новое законодательство, культуре враждебен". Выражая от имени музейного сообщества благодарность профильным комитетам Государственной думы за то, что "некоторые вопиющие угрозы были временно приостановлены", М.Пиотровский высказывает претензии к окончательному варианту закона: "Он недостаточно сильно признает неприкосновенность музейного, архивного и библиотечного фонда России. На этой неприкосновенности стоят основные права культуры. Закон не оговаривает строгих гарантий предоставления достойных и пригодных для музейного использования инфраструктур тем учреждениям культуры, которые выселятся из зданий, нужных для функционирования церковных инфраструктур".
Автор статьи отмечает, что речь идет не о "возвращении награбленного" или "восстановлении справедливости": "Передача государственного имущества частным лицам или общественным организациям называется приватизацией. Во многих событиях сегодняшней жизни России музейная интеллигенция (есть еще такая) видит новый виток приватизации и передела собственности". Тогда как многие вопросы, возникающие в отношениях между Церковью и музеями, "можно решить просто, как решали их прежде, когда были и церковные, и светские музеи церковного искусства, частные коллекции и передачи икон из монастырей в музеи, и взаимодействие искусствоведов и священнослужителей".
"Принятый закон не меняет существующие возможности передачи имущества (ужасное слово), но устанавливает более простой порядок для религиозных организаций, - считает директор Эрмитажа. – Это означает - «привилегии». Для организаций культуры это хороший повод продолжить нашу борьбу за привилегии культуры".
"У музейщиков много претензий к государственному аппарату (это не синоним государства), который грабил их не меньше, чем церковь. Наш счет еще предстоит предъявить", - говорит М.Пиотровский.