Генеральный прокурор России о проблеме экстремизма и ксенофобии в России

Мы публикуем текст выступление Генерального прокурора России Юрия Чайки на пленарном заседании Государственной Думы 15 ноября 2006 года. Выступление прозвучало в рамках "правительственного часа", посвященного борьбе с преступлениями, связанными с проявлениями экстремизма, преступлениями по мотиву национальной ненависти.

Текст цитируется по стенограмме заседания, размещенной на официальном сайте Государственной Думы РФ. Все текстовые выделения и комментарии сделаны нами, как и разбивка на абзацы. К тексту выступления прилагаются вопросы депутатов Государственной Думы, сделанные докладчику в рамках "Правительственного часа" по данной проблематике (текст также приводится по официальной стенограмме заседания)
.

Выступление Генерального прокурора РФ Ю.Я. Чайки

Добрый день, уважаемые коллеги!

Уважаемые депутаты, Генеральная прокуратура считает противодействие экстремизму и преступлениям на национальной почве одним из основных приоритетов в проводимой работе. Поэтому, используя сегодняшнюю возможность, хотел бы не только доложить о ситуации, но и обратить внимание депутатского корпуса на проблемы, требующие для решения усилий общества и государства.

В прошлом году по стране было зарегистрировано восемьдесят преступлений, ответственность за которые предусмотрена статьей 282 Уголовного кодекса о возбуждении ненависти или вражды по признакам пола, расы, национальности, отношения к религии. Кроме того, уголовной статистикой учтено ещё сто пятьдесят два преступления экстремистской направленности. К ним относятся убийства и причинение вреда здоровью, случаи истязания, вандализм, уничтожение или повреждение памятников истории и культуры, надругательство над местами захоронений по этим мотивам.

Чаще, чем в других регионах, экстремистские проявления регистрируются в Санкт-Петербурге, Москве, Московской, Свердловской, Самарской, Воронежской, Тверской областях, республиках Татарстан, Дагестан и Башкортостан.

Приведу несколько примеров расследованных уголовных дел, которые вызвали большой общественный резонанс.

В Москве привлечён к уголовной ответственности и осуждён к шестнадцати годам лишения свободы Александр Копцев. Судом он признан виновным в том, что 11 января текущего года по мотивам национальной и религиозной ненависти причинил ножевые ранения девяти прихожанам Любавической синагоги на Большой Бронной.

В Воронежской области направлено в суд и расследовано прокуратурой уголовное дело о нападении на почве национальной ненависти на группу студентов из Перу и Испании. Суду преданы тринадцать нападавших [информация устарела - приговор по этому делу вынесен 25 августа 2006 года - ред.].

В суде находится другое дело о причинении телесных повреждений по мотивам национальной ненависти двум суданцам [информация устарела - в апреле 2006 года дело судебное разбирательство было прекращено в связи с примирением сторон - ред.].

Следует подчеркнуть, что нападения на иностранных студентов наиболее характерны для Воронежа и Санкт-Петербурга. Только в прошлом году там было зарегистрировано около десятка таких преступлений. Сейчас в северной столице расследуется уголовное дело о покушении на убийство студента пятого курса Санкт-Петербургской медицинской академии гражданина Республики Индии.

Расследуются либо направлены в суд уголовные дела о проявлениях экстремизма, национализма и ксенофобии в Белгородской, Ивановской, Тамбовской, Тульской, Рязанской, Тверской, Костромской, Новгородской, Вологодской, Свердловской, Ростовской, Волгоградской, Самарской, Оренбургской, Саратовской, Новосибирской, Кемеровской, Читинской, Амурской областях, республиках Башкортостан, Татарстан, Удмуртия и Адыгея. Как видите, практически вся российская география.

Среди расследуемых дел необходимо выделить дела о распространении призывов экстремистского толка. В частности, в Вологодской области газета "Наш регион" опубликовала двенадцать карикатурных изображений, унижающих достоинство граждан, исповедующих ислам, и возбуждающих ненависть и вражду. Дело было направлено в суд, и главный редактор Смирнова приговорена к штрафу [информация устарела - в мае 2006 года суд второй инстанции снял обвинения с редактора - ред.].

Материалы уголовных дел, естественно, не раскрывают всех аспектов тем экстремизма, национализма и ксенофобии.

По нашему мнению, экстремизм, ни политический, ни религиозный, никакой другой, не возникает сам по себе, он следствие состояния общества. Оценивая глубинные причины экстремистских настроений, мы согласны со специалистами, считающими, что в основе этого лежат прежде всего социально-экономические причины: социальное неравенство, бедность, отсутствие социальных перспектив для многих, и прежде всего для молодых, граждан страны.

Несмотря на значительную работу по предупреждению национального и религиозного экстремизма и терроризма, она не достигла требуемого уровня. Слабо скоординированы действия органов исполнительной власти, местного самоуправления и правоохранительных органов. Сфера эта очень тонкая. Даже экономические просчёты или ошибки местных властей, вызывающие недовольство населения, быстро приобретают национальную окраску. События, недавно произошедшие в Карелии, - яркий тому пример.

Что, на наш взгляд, необходимо для преодоления этого явления?

Конечно, требуется усилить уголовную ответственность. Необходимо дополнить Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности" положением о возможности признания судом информационных материалов экстремистскими и в тех случаях, когда они являются анонимными или изданы на территории других государств. В существующей редакции закона таких положений нет, однако нам необходим надёжный и оперативный инструмент реагирования на появление таких материалов. Проект соответствующих дополнений в Государственной Думе имеется, и я просил бы ускорить его принятие.

Насущной потребностью - об этом, кстати, говорилось не раз - является создание в России официального, имеющего юридический статус, центра по проведению лингвистических и иных экспертных исследований печатных, видео- и аудиоматериалов, а в субъектах Федерации - соответственно экспертных советов. Они могли бы на законных основаниях рассматривать представляемые правоохранительными органами материалы на предмет содержания в них экстремистских призывов.

Серьезную обеспокоенность вызывает практически бесконтрольное распространение материалов откровенно экстремистского содержания как в виде печатной продукции, так и в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования - Интернете. Так, например, произведения идеологов национал-социализма, в силу закона уже признанные экстремистскими материалами, открыто распространяются через розничную сеть, на публичных мероприятиях. В сети Интернет действуют сотни сайтов, пропагандирующих разжигание межнациональной розни, содержащих призывы к организации вооружённых формирований. В связи с этим полагаем целесообразным установить уголовную ответственность для распространителей экстремистской литературы и держателей интернет-сайтов за размещение и распространение экстремистских материалов в сети, предусмотреть ответственность компаний-провайдеров, предоставляющих пространство для размещения сайтов экстремистской направленности, а также организаций, осуществляющих такую издательскую деятельность и выпуск такой печатной продукции, вплоть до их ликвидации.

Правительством подготовлены и внесены в Государственную Думу изменения в Кодекс об административных правонарушениях, вводящие ответственность за незаконное изготовление или сбыт нацистской атрибутики и символики. Кроме того, в Уголовный кодекс предлагается внести статью, которая устанавливает уголовную ответственность за вандализм, совершённый по мотивам расовой, политической или религиозной ненависти или вражды. Нам необходимо скорейшее их принятие.

Однако проблема не только в недостатках законодательства. Любой принятый закон, даже самый хороший и самый совершенный, становится беспомощным, когда не исполняются его положения. Истина всем известная, но актуальности от этого не теряющая. Недавно в тридцати восьми субъектах Федерации прокуратурой было проверено исполнение законодательства о противодействии экстремизму.

Оказалось, что далеко не везде органы государственной власти и местного самоуправления представляют опасность этого явления, имеют чёткую программу действий. В той же Воронежской области установлено, что областная администрация и администрация областного центра не реагировали на участившиеся противоправные действия членов неформальных молодежных группировок. Когда ситуация, что называется, накалилась, глава областной администрации издал ряд распоряжений по противодействию асоциальным проявлениям в молодежной среде. Но они долгое время оставались не реализованными. Только после прокурорского представления областные и городские власти задумались о скоординированном плане действий.

Важным средством предупреждения экстремистских проявлений является своевременная регистрация религиозных и общественных организаций и действенный контроль органов юстиции за соответствием их деятельности уставным целям и задачам. Вместе с тем не все органы и не всегда действуют в таком режиме.

В Костромской области, например, проведены прокурорские проверки соблюдения требований законов в сорока пяти общественных объединениях, и сразу же обнаружилась масса нарушений. По результатам проверки, по сути, органов госрегистрации четырнадцати руководителям общественных организаций объявлены предостережения, внесено семь представлений в суд в отношении пятидесяти девяти организаций, были направлены заявления о признании их прекратившими уставную деятельность. Подобные меры приняли прокуроры Республики Ингушетии, Краснодарского края, Тюменской области. [Эти цифры не вполне понятны. Очевидно, что не все эти санкции вынесены в отношении экстремистов - ред.]

Значительное место в предупреждении национализма и экстремизма отведено органам внутренних дел, и надо сказать, они проводят немалую работу. Но практика показывает, что в проводимых мероприятиях много формализма, оперативные работники порой не располагают необходимыми сведениями, для того чтобы упреждать противоправные действия экстремистских группировок и отдельных граждан. Пока органы внутренних дел преимущественно работают в режиме реагирования на свершившиеся факты. Элементарные просчёты и недостатки допускаются и при расследовании уголовных дел. Это и несвоевременное проведение неотложных оперативно-следственных действий, задержка с назначением судебных экспертиз, поверхностные допросы очевидцев экстремистских действий, недостаточные навыки фиксации и закрепления доказательств экстремистских мотивов.

Просчёты следствия, недостаточная подготовка государственных обвинителей к процессам, особенно с участием присяжных заседателей, иногда приводят к тому, что обвинения в совершении преступлений именно по мотивам национальной вражды суду не удаётся доказать. Тогда преступление квалифицируется как обычное хулиганство или причинение потерпевшим телесных повреждений.

Должен отметить и другое. До недавнего времени в Генеральной прокуратуре и в прокуратурах субъектов Федерации не было подразделений, которые имели бы самостоятельным предметом надзора соблюдение законности в сфере межнациональных отношений, на системной основе осуществляли мониторинг ситуации, постоянно держали в поле зрения деятельность ведомств и должностных лиц, призванных заниматься проблемами противодействия экстремизму, ксенофобии и другим проявлениям национализма. Разрозненные проверки, которые время от времени проводились, слабо влияли на общую обстановку. Сейчас в Генеральной прокуратуре такое подразделение создано. Его главный приоритет - соблюдение законности в сфере межнациональных отношений. Это позволит нам системно подходить к решению накопившихся проблем на основе надзорной и следственной практики, своевременно вырабатывать и вносить в правительство актуальные предложения по нормализации ситуации.

Мы надеемся, что нам удастся преодолеть отмеченные мной просчёты, сформировать чёткий алгоритм надзорных действий, анализ ситуации, выработку необходимых мер по преодолению экстремизма. Но, повторюсь, преодолеть комплекс причин экстремизма можно только согласованными усилиями всех институтов российского общества. Всё то, о чём я сейчас доложил, - это только основной блок крайне необходимых в настоящее время изменений. В заключение я хотел бы сказать, что проблема экстремизма не может быть решена конкретными симметричными ответами на полученные удары. Она должна решаться комплексно во всём пространстве жизнедеятельности государства и общества, начиная с создания условий, при которых внедрение и взращивание такого рода идей становится невозможным.

Дальнейшее выступление Генерального прокурора посвящено проблеме коррупции

[Вопросы]

Алксникс В.И., фракция "Народно-Патриотический Союз "Родина" (Партия Национального Возрождения "Народная Воля" - Социалистическая единая партия России)". Алкснис по карточке Мухиной. У меня один вопрос к Вячеславу Михайловичу, а второй - к генеральному прокурору и министру. Вячеслав Михайлович, в своём выступлении вы высказали достаточно много претензий по совершенствованию законодательства, но у меня вопрос. Верховный Суд является субъектом права законодательной инициативы. Почему по всем тем вопросам, которые вы озвучили, Верховный Суд сам не выступает с законодательной инициативой? И второй вопрос у меня к министру и прокурору. Межнациональные отношения - это очень больной вопрос. И я лично считаю, что, скажем, с латышским национализмом должны бороться латыши, с сионизмом должны бороться евреи, соответственно с русским национализмом должны бороться русские. А почему сейчас Генпрокуратура и МВД специально практически все дела в регионах по фактам так называемого русского фашизма поручают вести представителям, скажем так, некоренных народов? Например, в Орле от УБОПа работает Пинолашвили, от прокуратуры - Бабаянц... (Микрофон отключён.)

Чайка Ю. Я. Ну, я думаю, мы так договоримся до того, что у нас в Северной Осетии должны расследовать уголовные дела одни осетины, а в Карачаево-Черкесии - одни карачаевцы. У нас многонациональная страна, и мы не разделяем людей по национальности. В органы прокуратуры приходят все, кто отвечает тем критериям, которые установлены законодательством.

Свиридов В.В. [От ЛДПР]. Спасибо. Депутат Свиридов по карточке Иванова. Уважаемые Юрий Яковлевич и Рашид Гумарович! В своих выступлениях вы достаточно подробно осветили тему борьбы с экстремизмом, но мне, как члену комитета по делам молодёжи, хотелось бы чуть подробнее знать ваше видение, профессионалов, причин широкого распространения экстремистских идей именно среди подростков. И какие меры в молодёжной политике вы могли бы предложить для эффективного противодействия этому негативному явлению, помимо усиления мер карательных?
...
Чайка Ю. Я. Уважаемые коллеги, я же в своём выступлении подробно остановился на этих вопросах, говорил о том, что, на наш взгляд, необходимо для того, чтобы нам, ну, скажем так, поднять на качественно иной уровень вопросы борьбы с экстремизмом. В том числе как раз я сказал, в чём причины: нужда, бедность, социальное расслоение общества, отсутствие скоординированных совместных действий и усилий и отсутствие в том числе (где-то действительно вы правы) молодёжной политики на местах, потому что прежде всего в этих правонарушениях активно участвует молодое население. Поэтому я и предложил целый блок вопросов, которые, на мой взгляд, помогут нам активизировать, совместными, опять же подчёркиваю, усилиями активизировать эту работу, в том числе по усилению уголовной ответственности, по закону о противодействии экстремизму и так далее, и тому подобное.

[Заключительное слово Ю.Чайки на "Правительственном часе" 15 ноября 2006 года]

Уважаемые коллеги, уважаемые депутаты, я хочу поблагодарить за возможность донести до вас те проблемы, которые существуют в обществе по вопросам борьбы с экстремизмом, по вопросам борьбы с коррупцией. Хотелось бы, чтобы вот те предложения, которые я высказал, вы поддержали, чтобы мы были не на уровне обличения друг друга, а на уровне консолидации, в том числе и здесь, в Государственной Думе, потому что, я ещё раз повторю, мы сильны, когда мы все вместе. В 2002 году я докладывал здесь, с этой трибуны закон "О противодействии экстремистской деятельности". Много новелл, которые были там и которые, на мой взгляд, уже тогда давали возможность конструктивно бороться с экстремизмом, было вычленено, и сегодня мы имеем то, что имеем. Кстати, фракция КПРФ тогда голосовала против тех новелл. Потому я ещё раз, уважаемые коллеги, призываю вас: помогите правоохранительным органам, прежде всего через совершенствование нашего законодательства, через решение тех проблем, которые озвучили и Вячеслав Михайлович, и Рашид Гумарович, и я, усовершенствовать наше законодательство, чтобы дать нам возможность конструктивно работать, причём вместе с вами. Ещё раз подчёркиваю: вместе с вами. Спасибо.

См. также выступления председателя Верховного суда В.Лебедева и министра внутренних дел Р.Нургалиева.

Ссылки на данную статью [4]