Председатель Верховного Суда России об экстремизме

Мы публикуем текст выступление председателя Верховного Суда России В.Лебедева на пленарном заседании Государственной Думы 15 ноября 2006 года. Выступление прозвучало в рамках "правительственного часа", посвященного борьбе с преступлениями, связанными с проявлениями экстремизма, преступлениями по мотиву национальной ненависти.
Текст цитируется по стенограмме заседания, размещенной на официальном сайте Государственной Думы РФ. Все текстовые выделения и комментарии сделаны нами.


Выступление Председателя Верховного Суда Российской Федерации В.М.Лебедева

Уважаемая Любовь Константиновна [Слиска, председательствующая в заседании - ред.], уважаемые депутаты Государственной Думы!

В Послании Президента Российской Федерации экстремизм и коррупция определены как явления, реально препятствующие динамичному демократическому развитию общества и государства.

Учитывая актуальность уголовных дел, связанных с экстремистской деятельностью, Верховный Суд Российской Федерации в текущем году провёл обобщение судебной практики рассмотрения дел об экстремизме. Исследовались дела, рассмотренные судами Российской Федерации в 2005 и 2006 годах.

Следует сказать, что дела этой категории для рассмотрения и расследования представляют сложность в связи с тем, что здесь необходимо исследовать совокупность доказательств, в том числе результаты и выводы социально-психологических и лингвистических экспертиз. Может быть, с учётом этого обстоятельства в суды поступает незначительное количество дел экстремистской направленности. Достаточно сказать, что в 2005 году судами было рассмотрено по статье 280 всего шесть дел. По статье 282 Уголовного кодекса Российской Федерации "Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства" было рассмотрено сорок дел, из них двадцать пять дел - это квалифицированные преступления, совершённые по предварительному сговору группой лиц или с применением насилия. В 2006 году таких дел рассмотрено восемнадцать.

Если говорить о практике назначения наказаний, а Верховный Суд России анализировал и эту работу, то следует сказать, что меры наказания определяются с учётом содеянного, личности осуждённых и являются довольно строгими. Достаточно сказать, что по статье 282 к лишению свободы осуждаются 36,4 процента, а по статье 2822 "Организация деятельности экстремистской организации" к лишению свободы осуждаются 87,5процента [вероятно, за 100% принято общее количество осужденных по каждой из статей - ред.].

Надо сказать, что, обсудив результаты обобщений, Верховный Суд направил обзор судебной практики и рекомендации судам по рассмотрению этих дел, в которых прежде всего выразил правовую позицию Верховного Суда относительно определения понятия этого преступления, состава преступных деяний, отнесённых к экстремистской деятельности, а также квалифицирующих признаков этих преступлений и вопросов, связанных с назначением наказаний.

Следует обратить внимание, что в целом суды и первой, и второй инстанций правильно разрешают дела этой категории, в соответствии с законом. Но всё-таки основное внимание необходимо уделять вопросам профилактики данных преступлений и их пресечению в период подготовки. По этому вопросу мне бы хотелось поддержать органы внутренних дел и сказать о том, что в Уголовно-процессуальном кодексе недостаточно регламентирован порядок оформления оперативно-розыскных действий. Зачастую в уголовных делах, которые поступают в суд, результаты этой оперативно-розыскной деятельности не оформлены как доказательства, а я думаю, что это было бы очень хорошим подспорьем для доказательственной базы по данной категории преступлений.

Надо сказать, что суды Российской Федерации рассматривают дела экстремистской направленности и в процедуре рассмотрения гражданских дел. В соответствии со статьей 9 закона "О противодействии экстремистской деятельности" суды Российской Федерации могут вынести решение о ликвидации организаций, запрете их деятельности по заявлению генерального прокурора или на основании заявления соответствующего прокурора по поручению генерального прокурора. Надо сказать, что в текущем году вынесено четыре решения о ликвидации и запрете деятельности таких организаций.

Следовало бы здесь отметить и следующее. Необходимо внести дополнения в закон "О противодействии экстремистской деятельности", сделать запись о том, что все решения судов о ликвидации и прекращении деятельности экстремистских организаций должны быть официально опубликованы, должны быть официально опубликованы сведения об этом.
Я также хотел бы обратить ваше внимание на то, что в соответствии с законом "О противодействии экстремистской деятельности" Верховным Судом Российской Федерации вынесено два решения, согласно которым ликвидирована деятельность семнадцати террористических организаций на территории Российской Федерации.

В заключение я хотел бы выразить мнение Верховного Суда Российской Федерации о том, что проблемы борьбы с преступлениями экстремистской направленности не должны расцениваться как исключительно проблемы правоохранительных органов и судов. Надо выявлять причины и условия, способствующие этим преступлениям, и принимать соответствующие меры.

Далее выступление посвящено коррупции

[Заключительное выступление В.Лебедева на "Правительственном часе"]

... Уважаемые депутаты, благодарю вас за предоставленную возможность довести до вас информацию о некоторых вопросах, которые на сегодня не разрешены, за ваше внимание к нашей позиции в отношении того, как можно разрешить эти вопросы. И убедительно прошу вас: поддержите наши законодательные инициативы по проектам законов об обеспечении прав граждан на информацию о деятельности судов общей юрисдикции, а также прав организаций и по кодексу об административном судопроизводстве. Спасибо.

См. также выступления министра внутренних дел Р.Нургалиева и генерального прокурора Ю.Чайки .

Ссылки на данную статью [4]