Новости по теме

Суд в Татарстане частично удовлетворил иск о запрете толкования Корана и сборников хадисов

Лаишевский районный суд Татарстана признал экстремистскими материалами сборники хадисов "Сахих аль-Бухари", "Булюг аль-Марам", а также первый том "Толкования Священного Корана" ас-Саади, другое издание которого было запрещено в 2020 году.


9 декабря 2021 года Лаишевский районный суд Республики Татарстан огласил решение по административному исковому заявлению Приволжского транспортного прокурора о признании экстремистскими материалами шести исламских религиозных книг. По сообщению адвоката Руслана Нагиева, иск удовлетворен частично.

Признаны экстремистскими материалами первый том "Толкования Священного Корана" Абдуррахмана ибн Насира ас-Саади в переводе Эльмира Кулиева (М.: Умма, 2008), один из основных суннитских сборников хадисов "Сахих аль-Бухари" в кратком изложении имама аз-Зубайди XV в. (М.: Умма, 2007) и сборник хадисов "Булюг аль-Марам" аль-Аскаляни XIV-XV вв. в переводе Кулиева (М.: Издатель Эжаев, 2008).

При этом суд отказал прокурору в признании экстремистскими материалами двух других томов "Толкования Священного Корана" ас-Саади, а также сборника хадисов XIII в. "Сады праведных" ан-Навави (М.: Издатель Эжаев, 2008).

Все книги, которых касался иск, были изъяты 10 мая 2017 года в аэропорту Казани и отправлены прокуратурой на психолого-лингво-религиоведческую экспертизу. Согласно заключению Казанского межрегионального центра экспертиз, они включают в себя "отдельные тезисы, связанные с непризнанием светской системы современного государства", признаки возбуждения вражды к "немусульманам, иудеям и христианам", пропагандируют превосходство ислама и его приверженцев над иноверцами и содержат "психологические признаки информации, направленной на побуждение мусульман к совершению насильственных, вооруженных действий" в отношении иноверцев. Кроме того, эксперты указали, что три тома тафсира ас-Саади являются "идеологическими источниками салафитского течения в исламе", в то время как сборники хадисов "используются всеми мусульманами-суннитами, однако в них представлены примечания, имеющие отношение к салафитскому толкованию".

В ходе судебного разбирательства, которое началось в 2019 году, адвокаты выявили ряд недостатков и формальных нарушений в заключении Казанского межрегионального центра, в результате чего суд принял решение назначить по делу новую экспертизу. Летом 2021 года суд назначил еще одну экспертизу, следует из карточки дела на сайте суда.

С нашей точки зрения, попытки запрещать сборники хадисов, в том числе самый авторитетный сборник "Сахих аль-Бухари", являются очевидным заблуждением властей, дискредитирующим их в глазах мусульман. Как мы неоднократно указывали, к средневековой исламской литературе неприменимы сегодняшние представления о толерантности, поскольку она описывает эпоху религиозных войн и установки времен этой эпохи. Переписать раннюю историю ислама и идеологию его основоположника, пророка Мухаммеда, зафиксированную религиозной традицией в определенном виде, очевидно, невозможно, и, равным образом, невозможно скрыть этот пласт от современных российских мусульман. Выкорчевать из средневековых трудов рассуждения о превосходстве учения Мухаммеда над другими религиями, о достоинствах правоверных мусульман и заблуждениях и греховности иноверцев, по совместительству – противников арабов в военных конфликтах, также не удастся. Такие темы как джихад (в том числе и в смысле ведения войны за веру), жестокая средневековая система наказаний или неприязнь к "немусульманам, иудеям и христианам" составляют неотъемлемую часть этой литературы.

Все это не снимает вопроса об идеологической направленности перевода и современных комментариев к исламской вероучительной литературе. И здесь речь должна идти не об определении угодных или неугодных властям религиозных направлений, а о том, не становится ли средневековая литература основой для пропаганды современных человеконенавистнических идей, представляющей существенную опасность для общества.

С нашей точки зрения, переводы и комментарии ко всем сборникам хадисов, вопрос о запрете которых рассматривал суд, вполне нейтральны по характеру и не могут служить основанием для признания этих изданий экстремистскими. Отметим, впрочем, что претензии правоохранительных органов вызвало содержание этих книг в целом.

Тафсир ас-Саади, написанный в 1923–25 гг., действительно содержит неоднократно повторяющиеся прямые призывы к агрессивной войне с иноверцами. Однако возникает вопрос, являются ли такие призывы столетней давности основанием для того, чтобы современные издатели религиозной литературы отказались от публикации авторитетного толкования Корана в три тысячи страниц на русском языке. Очевидно, публиковать подобные труды, опуская проблемные фрагменты, для них невозможно. С другой стороны, публикация без купюр оборачивается запретом книг, подпадающих под определение экстремистских материалов. И здесь мы сталкиваемся с несовершенством механизма запрета материалов, который не позволяет учитывать цель и контекст публикации. Напомним, центр "Сова" полагает, что существование такого механизма неоправданно. Мы считаем, что следует бороться не с самими материалами, а с действиями пропагандистов, которые используют самые разные инструменты, включая религиозную литературу, для оправдания ксенофобного насилия в современном мире.

Отметим, что подборка цитат из хадисов аль-Бухари о джихаде была запрещена решением Апастовского районного суда Татарстана в 2015 году. То же издание "Садов праведных", которое исследовал Лаишевский районный суд, было признано экстремистским в Оренбурге в 2012 году; в 2015 году запрет с книги был снят. Однако параллельно, в 2014 году, "Сады праведных" были запрещены решением Артемовского городского суда Свердловской области; книга была внесена в Федеральный список под п. 4645 лишь в декабре 2018 года. Кроме того, другое издание первого тома тафсира ас-Саади (М.: Эксмо; Умма, 2014) было в 2020 году признано экстремистским материалом судом в Самаре.


5 июля 2022 года Верховный суд Татарстана утвердил решение Лаишевского суда. 29 августа издания были внесены в Федеральный список экстремистских материалов.

Ссылки на данную статью [7]