18 апреля 2023 года Шестой кассационный суд общей юрисдикции отменил решение о признании экстремистскими материалами сборников хадисов «Сахих аль-Бухари» (М.: Умма, 2007) и «Булюг аль-Марам» (М.: Издатель Эжаев, 2008), а также первого тома «Толкования Священного Корана» ас-Саади (М.: Умма, 2008). Дело направили на повторное рассмотрение в суд первой инстанции.
Кассационные жалобы, которые рассматривал суд, подали ранее глава Чечни Рамзан Кадыров, Совет муфтиев России и известный переводчик исламской литературы Эльмир Кулиев.
9 декабря 2021 года Лаишевский районный суд Республики Татарстан признал перечисленные книги экстремистскими материалами по заявлению Приволжского транспортного прокурора. Помимо вышеупомянутых изданий, прокурор также требовал запретить два других тома «Толкования Священного Корана» ас-Саади и сборник хадисов «Сады праведных» ан-Навави (М.: Издатель Эжаев, 2008), однако суд отказал в этом. 5 июля 2022 года Верховный суд Татарстана утвердил решение Лаишевского суда, а 29 августа того же года запрещенные издания были внесены в Федеральный список экстремистских материалов.
Иск о запрете книг прокуратура подала на основе заключения Казанского межрегионального центра экспертиз. Согласно решению специалистов центра, издания, которые требовала запретить прокуратура, содержат «отдельные тезисы, связанные с непризнанием светской системы современного государства», признаки возбуждения вражды к «немусульманам, иудеям и христианам», они также пропагандируют превосходство ислама и его приверженцев над иноверцами и содержат «психологические признаки информации, направленной на побуждение мусульман к совершению насильственных, вооруженных действий» в отношении иноверцев. Кроме того, эксперты указали, что три тома тафсира ас-Саади являются «идеологическими источниками салафитского течения в исламе», в то время как сборники хадисов «используются всеми мусульманами-суннитами, однако в них представлены примечания, имеющие отношение к салафитскому толкованию».
Позже в ходе судебного разбирательства была проведена еще одна экспертиза, на основе которой суд отказался признать часть книг экстремистскими материалами. Кассационная инстанция, однако, заметила, что фактически эта экспертиза представляет собой три разных экспертных заключения, а также что суд первой инстанции проигнорировал ряд выводов экспертов — в том числе о том, что один из текстов невозможно подвергать экспертной оценке, так как он сделан в другой историко-культурный период, а также об отсутствии психологических признаков возбуждения ненависти в двух других материалах..
Отметим, что ранее запрет сборников хадисов и толкования Корана вызвал реакцию со стороны мусульманских деятелей, политиков и экспертов. 9 января 2023 года Координационный центр мусульман Северного Кавказа (КЦМСК) опубликовал ответ Генпрокуратуры на запрос относительно признания экстремистским материалом сборника хадисов «Сахих аль-Бухари». В ответе ведомство подчеркнуло, что запрещено было именно издание 2007 года, перевод для которого выполнил Абдулла Нирша. Генпрокуратура поручила группе экспертов (исламоведу, лингвисту, магистру исламской теологии) провести сравнительное исследование перевода Нирши и «канонического текста» книги «Сахих аль-Бухари». Эксперты сделали вывод, что перевод «содержит серьезные искажения канонического текста в пользу салафитских представлений об исламе, что подтверждает вступившее в законную силу решение суда».
Заметим, что переводы исламской вероучительной литературы, в том числе средневековой, и комментарии к ней действительно могут иметь определенную идеологическую направленность. Однако при их анализе речь должна идти не об определении угодных или неугодных властям религиозных направлений, а о том, не становится ли средневековая литература основой для пропаганды современных человеконенавистнических идей, представляющей существенную опасность для общества. Мы полагаем, что переводы и комментарии ко всем сборникам хадисов, которые ранее потребовал запретить прокурор, вполне нейтральны по характеру и не могут служить основанием для признания этих изданий экстремистскими.
С нашей точки зрения, попытки запрещать сборники хадисов, в том числе самый авторитетный сборник «Сахих аль-Бухари», являются очевидным заблуждением властей, дискредитирующим их в глазах мусульман. Как мы неоднократно указывали, к средневековой исламской литературе неприменимы сегодняшние представления о толерантности, поскольку она описывает эпоху религиозных войн и установки времен этой эпохи. Переписать раннюю историю ислама и идеологию его основоположника, пророка Мухаммеда, зафиксированную религиозной традицией в определенном виде, очевидно, невозможно, и, равным образом, невозможно скрыть этот пласт от современных российских мусульман. Выкорчевать из средневековых трудов рассуждения о превосходстве учения Мухаммеда над другими религиями, о достоинствах правоверных мусульман и заблуждениях и греховности иноверцев, по совместительству — противников арабов в военных конфликтах, также не удастся. Такие темы как джихад (в том числе и в смысле ведения войны за веру), жестокая средневековая система наказаний или неприязнь к «немусульманам, иудеям и христианам» составляют неотъемлемую часть этой литературы.
Тафсир ас-Саади, написанный в 1923–25 гг., действительно содержит неоднократно повторяющиеся прямые призывы к агрессивной войне с иноверцами. Однако возникает вопрос, являются ли такие призывы столетней давности основанием для того, чтобы современные издатели религиозной литературы отказались от публикации авторитетного толкования Корана в три тысячи страниц на русском языке. Очевидно, публиковать подобные труды, опуская проблемные фрагменты, для них невозможно. С другой стороны, публикация без купюр оборачивается запретом книг, подпадающих под определение экстремистских материалов. И здесь мы сталкиваемся с несовершенством механизма запрета материалов, который не позволяет учитывать цель и контекст публикации. Напомним, Центр «Сова» полагает, что существование такого механизма неоправданно. Мы считаем, что следует бороться не с самими материалами, а с действиями пропагандистов, которые используют самые разные инструменты, включая религиозную литературу, для оправдания ксенофобного насилия в современном мире.