29 октября 2015 года стало известно, что в Москве было возбуждено уголовное дело по п. "б" ч. 2 ст. 282 УК (возбуждение национальной ненависти либо вражды с использованием служебного положения) в отношении директора Библиотеки украинской литературы Натальи Шариной, следствие обратилось в суд с ходатайством об ее аресте.
В сообщении на сайте СК за подписью Владимира Маркина, говорится, что "по версии следствия, в 2011-2015 годах директор Библиотеки украинской литературы Шарина, являющаяся должностным лицом, в нарушение Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» распространяла среди посетителей книжные издания Дмитро Корчинского, признанные судом экстремистскими материалами и запрещенными к использованию". Поясним, что в Федеральный список экстремистских материалов включена лишь одна книга Корчинского (пункт 2089: Корчинський Дмитро. Вiйна у натовпi. Киiв: "Амадей", 1999 г. Решение вынесено Мещанским районным судом г. Москвы 14.03.2013). Отметим также, что украинская праворадикальная организация Дмитро Корчинского "Братство" запрещена в России решением Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2014. Члены "Братства" и сам Корчинский участвовали в боевых действиях на востоке Украины, в 2014 году СК возбудил против него дела по ч. 2 ст. 354 УК РФ (публичные призывы к развязыванию агрессивной войны с использованием средств массовой информации), ч. 2 ст. 205.2 УК РФ (публичные призывы к осуществлению террористической деятельности с использованием средств массовой информации).
Напомним, 28 октября 2015 года Шарина была задержана, у нее дома и в помещении библиотеки был проведен обыск. Депутат Совета депутатов муниципального округа Якиманка города Москвы Дмитрий Захаров в своем блоге в Живом Журнале заявил, что проверка в библиотеке была проведена по его обращению. Как сообщает СК, в библиотеке была "изъята печатная продукция, содержащая призывы к антироссийской и антирусской пропаганде". Как сообщила сама Шарина, был изъят детский журнал "Барвинок" и семь книг украинского поэта Дмитрия Павлычко. В качестве свидетеля по делу был допрошен заместитель председателя общественной организации "Украинцы Москвы" Валерий Семененко, у него дома также прошел обыск.
Преследование Шариной, с нашей точки зрения, неправомерно сразу по нескольким причинам. Напомним, что закон о противодействии экстремизму входит в противоречие с законом о библиотечном деле, поскольку в соответствии с последним библиотеки обязаны хранить в фонде все поступающие материалы. Необходимость устранить это противоречие назрела давно, однако, вместо того, чтобы принять соответствующие законодательные меры, власти наказывают библиотекарей за распространение запрещенной литературы или ее хранение с целью распространения по ст. 20.29 КоАП, если они не сверяют названия книг из фондов и новых поступлений с постоянно обновляющимся Федеральным списком экстремистских материалов и не изымают запрещенные. В данном же случае возбуждено даже не административное, а уголовное дело. Уголовное преследование по ст. 282 УК ведется тогда, когда речь идет о пропагандистском акте — умышленном распространении материалов, не запрещенных судом, но опасного содержания. Однако библиотекари не занимаются пропагандой, они хранят и выдают книги, и, естественно, никакой закон не предписывает им знакомиться с содержанием литературы.
Напомним, это не первая попытка российских властей привлечь к ответственности директора библиотеки украинской литературы. В 2011 году в отношении Натальи Шариной также было возбуждено дело по ст. 282 УК, но вскоре было прекращено за отсутствием состава преступления.
30 октября 2015 года Наталья Шарина заявила, что у нее есть основания полагать, что правоохранительные органы подбросили в библиотеку стопку книг, "которые потом достали при обыске"; на этих книгах отсутствуют библиотечные штампы. Она также указала, что запрещенная книга Корчинского была удалена из фондов ещё в 2011 году, поскольку в библиотеку приходили с обысками по поводу этой книги, которая позднее была признана экстремистской. Адвокат Шариной сообщил, что за последние дни его подзащитная перенесла два гипертонических криза. Вечером 30 октября Таганский районный суд Москвы удовлетворил ходатайство следствия и санкционировал помещение Шариной под домашний арест. Отметим, что прокуратура в суде выступила против ареста.
3 декабря 2015 года Мосгорсуд отклонил апелляционную жалобу на арест Шариной, срок домашнего ареста был установлен до 27 декабря 2015 года.