Новости по теме

В Хабаровске ведется преследование из-за записи против захватчиков Украины в соцсети

В Хабаровске передано в суд дело по ст. 280 УК, возбужденное в отношении ЛГБТ-активиста Андрея Марченко. Его обвиняют в размещении в Facebook призывов к насилию в отношении "жителей России, совершивших насильственный захват территории Украины".


30 апреля 2015 года в Индустриальный районный суд Хабаровска было направлено дело по ч. 1 ст. 280 УК (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности) в отношении ЛГБТ-активиста Андрея Марченко.

Расследование дела вело Управление ФСБ России по Хабаровскому краю. Марченко обвиняют в том, что он опубликовал на своей странице в социальной сети Facebook высказывания, которые "содержат призывы к осуществлению насильственных действий, вплоть до физического уничтожения,  в отношении выделенной автором социальной группы  – жителей России, являющихся по его мнению, сторонниками фашизма и террора, совершивших насильственный захват территорий Украины".

На наш взгляд, преследование Марченко по ст. 280 неправомерно, по крайней мере, частично. Отметим, что "жители России – сторонники фашизма и террора, совершившие насильственный захват территорий Украины" не являются группой, защищаемой антиэкстремистским законодательством, и, следовательно, применение насилия к такой группе не может образовывать состав преступления, предусмотренного ст. 280.

Кроме того, призывы к насилию по отношению к группе, "совершившей насильственный захват территории" (другого государства), легитимно и предусмотрено законодательством всех стран (и, разумеется, Украины) как защита территориальной целостности.

Впрочем, мы не исключаем, что в кратком информационном сообщении прокуратуры упущены некие важные для дела подробности и в высказываниях этого жителя все же Хабаровска содержится состав преступления, предусмотренного ст. 280 УК.

Напомним также, что мы полагаем, что крайняя острота украинского кризиса неизбежно провоцирует многих на крайние высказывания, не характерные для них в другое время. Целесообразнее не прибегать к уголовному преследованию даже за самые резкие высказывания, если в них не присутствует состав преступления в самой ясной и недвусмысленной форме. Особенно это соображение стоит принимать во внимание, когда речь идет о тех или призывах, адресованных гражданам или властям другой страны. В противном случае действия правоохранительных органов могут лишь усилить и без того высокую напряженность в обществе.

Ссылки на данную статью [2]