Новости по теме

Савеловский районный суд Москвы признал экстремистской литературой трактат Мухаммада ибн Сулеймана ат-Тамими "Книга единобожия"

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Исследовательский Центр «Сова» либо касается деятельности иностранного агента Исследовательский Центр «Сова».

Как сообщает сайт "NEWSru.com" (со ссылкой на "Интерфакс"), Савеловский районный суд столицы удовлетворил представление прокурора Москвы Анатолия Зуева о признании экстремистской литературой трактата Мухаммада ибн Сулеймана ат-Тамими (Мухаммада ибн Абдель Ваххаба) "Книга единобожия". Ранее, по факту издания и распространения этой книги некоммерческим партнерством "Издательский дом "Бадр" в 1999 г. против директора издательства Тахира Абдурахманова московская прокуратура уже возбуждала уголовное дело по ст. 282 ч. 1 УК РФ ("Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства"), однако в сентябре 2003 г. дело было прекращено за отсутствием состава преступления. И вот теперь в прокуратуре пришли к выводу, что, как сказано в сообщении пресс-службы этого ведомства, "указанная книга может быть отнесена к экстремистской литературе, так как ее содержание направлено на осуществление экстремистской деятельности - возбуждение религиозной нетерпимости и розни, а также обосновывает и оправдывает необходимость осуществления такой деятельности".

В прокуратуре считают, что "книга содержит основные положения идеологии ваххабизма, несет в себе отрицательную эмоциональную оценку и негативную установку в отношении всех людей независимо от религиозной принадлежности, если они не придерживаются идей ваххабизма и не являются членами их братства".

В сообщении пресс-службы также отмечается, что "с целью изучения смысловой направленности текста данной книги и идей, которые в ней высказываются и пропагандируются, следствием было проведено несколько судебных экспертиз. Заключения экспертов подтвердили, что в исследуемой литературе содержатся положения, прямо направленные на возбуждение в обществе религиозной нетерпимости и вражды".

На этом основании прокурор А. Зуев подал представление в Савеловский районный суд. "Савеловским судом представление удовлетворено. Книга признана экстремистской и запрещена к распространению на территории нашей страны. Решение суда вступило в законную силу", - сказано в сообщении пресс-службы.

Комментарий: См. комментарии:
Шпак А., Рожкова Н. "Мы - хоббиты, не ваххабиты": В России запретили трактат имама аль-Ваххаба // Время новостей. 2004. 22 апреля.
О.Недумов на страницах "НГ-Религий" высказывает сомнения в целесообразности рассмотрения написанного две с половиной сотни лет назад произведения на предмет соответствия современному законодательству. По мнению автора, распространенное в современном обществе убеждение в том, что "мировые религии абсолютно толерантны по отношению друг к другу, а все радикальные движения являются не более чем попытками использовать веру в политических целях", неверно: "Практика показывает, что толерантность является в религиозном мире скорее исключением, чем правилом".
О.Недумов считает, что "запрет на издание трудов основателей каких-либо радикальных религиозных движений вполне оправдан, но его эффективность вызывает некоторые сомнения. Не исключено, что такие меры лишь озлобят и без того не слишком мирных последователей этих движений и вряд ли существенно помешают проповеди их идей".
Солдатов А. С Хаттабом только рифмуется // Московские новости. 2004. 21 мая.
Пророк, ты не в своем Отечестве! Армию спасения в России сочли военизированным формированием // Новая газета. 2004. 7 июня.
Fagan G. RUSSIA: Increasing crackdown on Muslim "extremist" books // Forum 18. 2004. September 14.
Научный сотрудник Института философии и политико-правовых исследований, к.ф.н. Айдын Али Заде, комментируя решение московского суда, в интервью Credo.ru отметил: "В религиозной литературе (и не только в исламской) в той или иной мере можно встретить неоднозначные моменты с точки зрения светского мировоззрения и законности. Однако значит ли это, что их нужно запрещать? Да и будут ли иметь какой-то эффект эти запреты? Не будет ли это подобием печально известного папского индекса запрещенных для католиков книг? Лично я считаю решение суда бессмысленным. Если даже в данной книге имеются какие-то противоречия с российским законом, то запреты могут привести только к популяризации этой книге. Нужен ли московскому суду этот результат?"
Ссылки на данную статью [22]