В августе и сентябре 2020 года суд в Башкортостане наказал местных жителей за распространение исламских сочинений, признанных экстремистскими. Часть запретов мы относим к неправомерным.
5 августа 2020 года Сибайский городской суд Башкортостана оштрафовал на 1 тыс. рублей по ст. 20.29 КоАП (массовое распространение экстремистских материалов) Дамира Кувандыкова.
Судя по постановлению суда, в его квартире были обнаружены три запрещенных издания: признанная экстремистским материалом Приморским районным судом Санкт-Петербурга книга "Жизнь пророка, да благословит его Аллах и да приветствует", запрещенная Лефортовским судом Москвы книга Мухаммада Джамила Зину "Исламская акида (вероучение, убеждение, воззрение) по священному Корану и достоверной сунне" и одно из изданий из числа запрещенных в 2014 году в Артемовске Свердловской области. Кувандыков сообщил, что давал читать книги жене и брату.
10 сентября тот же суд оштрафовал на 1 тыс. рублей Юлию Арсланову за репост "Книги единобожия" Мухаммада ибн Сулеймана ат-Тамими (Мухаммада ибн Абдель Ваххаба), которую также признал экстремистской Артемовский городской суд Свердловской области (а ранее, еще в 2004 году, – Савеловский районный суд Москвы). Прокуратура также предупредила Арсланову о недопустимости нарушения антиэкстремистского законодательства.
Правомерность привлечения жителей Сибая к ответственности в этих случаях вызывает у нас сомнения. Книга "Жизнь пророка, да благословит его Аллах и да приветствует" была запрещена как пропагандирующая превосходство одной религии и национальности над другими, с нашей точки зрения, неправомерно: в ее тексте речь идет о жизнеописании пророка Мухаммеда и событиях эпохи становления ислама, и в нем отражено мировоззрение, характерное для средневековой мусульманской религиозной литературы, на которой книга и основана. Текст трактата ат-Тамими содержит отдельные элементы языка вражды и ряд упоминаний джихада в положительном ключе, но мы считаем, что невозможно подходить к религиозному сочинению XVIII века с современными мерками, и потому также относим запрет этого сочинения к неправомерным. Мы не можем однозначно назвать неправомерным запрет книги "Исламская акида", которую признавали экстремистской также суды в Бугурслане и Владивостоке. Заметим, однако, что Кувандыков давал книги лишь двум родственникам, что ставит вопрос об обоснованности квалификации его действий в качестве массового распространения.